Эпилепсия — заболевание, требующее длительной, многолетней (не менее 3 лет после прекращения припадков) терапии, которая имеет принципиальное значение для здоровья и качества жизни больного.
Целью лечения эпилепсии является предотвращение развития припадков с помощью применения противоэпилептических препаратов, обеспечения постоянной адекватной их концентрации в крови. Ведение больных должно осуществляться в соответствии с современными стандартами, разработанными Международной противоэпилептической лигой.
Детский врач-эпилептолог:
Во-первых, он ставит диагноз: эпилепсия или не эпилепсия. В случае установления диагноза, определяет форму: идиопатическая (чаще семейная), симптоматическая (на фоне подтвержденного дефекта головного мозга, например, последствия инсульта, нейроинфекции, аномалии развития головного мозга и т. д.) и криптогенная – когда причина не ясна.
Во-вторых, врач назначает лечение. Эпилепсия лечится специальными препаратами, которые называются противоэпилептическими или антиконвульсантами. Это многочисленная группа препаратов и выбор определяется формой заболевания, особенностями электроэнцефалограммы, течением заболевания, а так же индивидуальными особенностями ребенка (возраст, наличие аллергии, наличие хронических заболеваний). Подбор препарата, дозы – это тоже задача эпилептолога.
В-третьих, эпилептолог отслеживает побочные действия антиконвульсантов, следуя разработанным алгоритмам.
В-четвертых, дает общие рекомендации по соблюдению режима дня, спортивным нагрузкам, по согласованию с эпилептологом проводят профилактические прививки, некоторые виды медикаментозного и физиолечения.
Цитата
Стеценко Татьяна Ивановна
Детский эпилептолог, кандидат медицинских наук, в.с.
Стаж больше 20 лет, более 40 статей по эпилепсии, головным болям, демиелинизирующим
заболеваниям нервной системы у детей.
Член EPNS (Европейской ассоциации детских неврологов), ICNA (Международной ассоциации детских неврологов)
Проводит:
Патронаж детей до года, эпилепсия, генетика эпилепсии и других неврологических заболеваний,
Головные боли и тики у детей,
Диагностика редких и наследственных заболеваний нервной системы у детей
Аутоимунные заболевания нервной системы (нейроиммунология)
Прием ведет на базе Киевского Центра Стимуляции Мозга, 093 170 1659
Цитата
Ребенку с ДЦП нужна специальная организация его деятельности. Использование компенсаторных механизмов позволит вызвать у него разные формы активности и обеспечить общее развитие.
Стимуляция сенсорного развития, зрительного и тактильного восприятия, развитие и усиление ощущений и восприятия вкуса и запаха в раннем возрасте воздействует на головной мозг и активизирует двигательные реакции.
Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других – вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают. И начинают развитие ребенка с сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.
Зрительное восприятие у ребенка с церебральным параличом может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п.; поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение.
Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо помнить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его. Для этого в поле зрения ребенка медленно перемещают яркую игрушку: вначале по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали, добиваясь плавного движения глаз. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, часы.
Важно научить различать цвета предметов и понимать их названия. Ребенка учат подбирать одинаковые по цвету предметы, группировать их.
Цитата
Упражнения на узнавание геометрических фигур тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений у ребенка. Используются доски и ящики с прорезями различной формы, в которые нужно опускать фигуры.
Различение и закрепление понятий “большой” и “маленький” проводится в различных играх с пирамидками, матрешками, строительным материалом.
Дети с церебральным параличом испытывают особые затруднения в конструктивной деятельности. Им часто необходимы очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослым действия.
**
У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. Полезно проводить игру “Чудесный мешочек”. В мешочек из ткани помещаются различные предметы, ребенок должен опустить внутрь руку и достать нужный (мягкий, круглый и др.) предмет.
Ребенок может испытывать значительные затруднения в обучении из-за несформированности пространственных представлений.
На первом этапе работы у ребенка формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, учат ориентации в пространстве. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.
Цитата
Логопед-дефектолог помогает деткам с особенностями развития и двигательными нарушениями познавать окружающий мир.
Благодаря работе специалиста нормализуется тонус мышц языка, мышц лица, ребенок преодолевает трудности в дыхании и голосообразовании. Развивается диафрагмальное дыхание и речевой выдох. Развивается мелкая моторика. В игровой форме идет работа над лексикой и грамматикой, фонетикой и фонематикой.
Как вспомогательный элемент терапии применяется логопедический массаж, он может проводится руками, зондами или специальным электромассажером.
Речевые нарушения у особого ребенка нужно начинать исправлять в раннем возрасте, до 3-х лет. В таком случае есть вероятность свести до минимума речевые дефекты.
Важность профессиональной работы логопеда с особенным ребенком обусловлена, в первую очередь, развитием артикуляционного аппарата, мелкой моторики. Ведь главная потребность малыша с ДЦП – научиться чувствовать положение собственных конечностей. Отсутствие этого явления приводит к нестойкости звуков и несовершенству лексикона. У ребенка с двигательными нарушениями важно развить дыхание, голос, научиться управлять его силой и продолжительностью звука.
ГДЕ: центр стимуляции мозга
Цитата
Микрополяризация. Новые возможности лечения ДЦП и ЗПР в ЦЕНТРЕ СТИМУЛЯЦИИ МОЗГА
Когда речь заходит о лечении детей, большинство родителей предпочитают выбирать методы, которые по возможности не причинят неприятных ощущений их ребенку, но, в то же время, будут эффективны. Многие специалисты в области детской неврологии так же отдают предпочтение щадящим нефармакологическим методикам воздействия. Одним из таких способов лечения является микрополяризация головного мозга — это метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние всей нервной системы через воздействие на область черепа небольшими разрядами тока (микротоками), в результате методика практически не имеет противопоказаний и безопасна. Малая площадь электродов и их четкая локализация в зависимости от патологии, которую лечит врач (различные зоны коры головного мозга или сегменты спинного мозга), позволяет сохранить узкую направленность воздействия на головной и спинной мозг, что делает метод высокоэффективным.
В результате улучшаются функции мозга: память, зрение, слух, нормализуется сон, развиваются и улучшаются двигательные функции, улучшаются речевые навыки.
Цитата
Стеценко Татьяна Ивановна
Детский эпилептолог, кандидат медицинских наук, в.с.
Стаж больше 20 лет, более 40 статей по эпилепсии, головным болям, демиелинизирующим
заболеваниям нервной системы у детей.
Член EPNS (Европейской ассоциации детских неврологов), ICNA (Международной ассоциации детских неврологов)
Проводит:
Патронаж детей до года, эпилепсия, генетика эпилепсии и других неврологических заболеваний,
Головные боли и тики у детей,
Диагностика редких и наследственных заболеваний нервной системы у детей
Аутоимунные заболевания нервной системы (нейроиммунология)
Прием ведет на базе Киевского Центра Стимуляции Мозга, 093 170 1659
Цитата