Страница 1 из 2

Детский психолог

Добавлено: 11 окт 2017, 10:01
Kattysun
Психолог и лечение Детского Энуреза:


Когда идти к психологу при энурезе

Если родителей беспокоит ситуация с детским энурезом, уже были предприняты разные способы справляться с этой проблемой, есть напряжение и взаимное недовольство, значит, пора записаться на консультацию к специалисту. При обращении к специалисту по детской психосоматике родителям обычно предлагают заполнить специальные анкеты, с помощью которых можно выявить необходимость именно медицинского обследования ребенка.


Как работает детский психолог

Как это выглядит?
1. Обычная (хотя и необязательная) практика работы с ребенком предполагает встречи (их еще называют сессиями или занятиями) с ребенком 1 или несколько раз в неделю. Сессия традиционно длится 50-60 минут. Мама/родители ребенка тоже встречаются с психологом – 1 или 2 раза в месяц, чтобы обсудить происходящее с ребенком, задать вопросы.
2. На сессии ребенок может играть, рисовать, рассказывать о своих делах, снах, фантазиях. Иногда ребенку нужно помолчать или заплакать. Если по возвращении домой он захочет вам что-нибудь рассказать, выслушайте его, но не старайтесь расспрашивать. Если он ничего не рассказывает, это нормально, не нужно пытаться разузнать подробности. Если вы видите, что ребенок чем-то встревожен после сессии, предложите ему упомянуть об этом на следующей встрече.

Сколько это будет продолжаться?
1. Работа с ребенком может быть краткосрочной – если его проблема не имеет глубоких корней. В таком случае вам потребуется 10 или несколько больше сессий. В иных случаях нарушения могут иметь более серьезный характер, тогда для их коррекции потребуются месяцы. Обычно после первых занятий психолог уже может судить о темпе, в котором работает ваш ребенок.
2. Бывают случаи, когда очевидна связь проблем ребенка с состоянием родителей (чаще всего – мамы), в таких случаях психолог может рекомендовать родителям/маме встретиться несколько раз отдельно, чтобы заняться их личными проблемами. Бывают ситуации, когда прежде, чем начинать работать с ребенком, психолог предлагает маме серию консультаций. Такая практика во много раз повышает эффективность работы с ребенком. Однако это не означает, что психолог, работающий с вашим ребенком, становится вашим психологом. Если вам показана психотерапевтическая помощь, психолог вашего ребенка может сообщить вам об этом, порекомендовав вам кого-либо из своих коллег. В мировой практике не принято работать одновременно с членами одной семьи. Если вам предложили такой вариант – это повод задуматься о компетентности вашего психолога.

Обратите внимание!
1. Детский психолог – это психолог, работающий с детьми в настоящее время/в данном месте. Это не означает, что он не умеет работать со взрослыми. Если вам говорят «я - детский психолог, со взрослыми не работаю, т.к. меня этому не учили», - ищите другого специалиста.


Психолог Дарья Кобенко
Кобенко Дарья-единственный специалист в Центре Стимуляции Мозга,которая ведет АБА терапию.
Она также ведет психокоррекционную работу с детьми с традающими энурезом,страхами и паническими атаками, СДВГ детками, и сопровождает Томатис терапию, Мозжечковую Стимуляцию, Интайм.
Психокоррекционная работа с детьми с синдромом СДВГ строится по запросу родителей и первичной консультации , пишется коррекционная программа развиващих занятий по устранению проблематики.
Проводятся также консультации для родителей которые занимаются АБА терапией сами.
Психолог Дарья-очень чуткий и мягкий человек. Ее любят дети и слушают родители. У нее всегда есть слово ободрения и улыбка- для всех кто приходитв Центр Стимуляции. Она может заинтересовать и буку-аутенка и скачущего гиперенка, найдет подход к малышу с ЗПРР и контакт с неговорящим ребенком. Дарья -талантливый специалист,с ней интересно и ты веришь в успех своего

Детский психолог

Добавлено: 16 окт 2017, 20:48
Kattysun
Песочная терапия или Игры с песком (Sandplay) – ‘это метод работы с детьми и взрослыми, созданный Дорой Калфф, ученицей Карла Юнга. Песочная терапия полезна детям, которые не говорят (алалия, аутизм, ЗПР), детям, испытывающим трудности в общении со взрослыми или с другими детьми, а также тем, у кого есть скрытые психологические проблемы, мешающие гармоничному развитию.
Дети, которые занимаются с логопедом, во время игр с песком получают дополнительный импульс для развития словарного запаса, совершенствования звукопроизношения и связной речи.
Занятия необходимы для импульсивных, тревожных, гиперактивных детей.
Как проходят занятия?
Для Игр с песком используется специальный поднос, вода и миниатюрные фигурки (люди, животные, деревья, сказочные персонажи и т.д.) Это оборудование позволяет ребенку самостоятельно создавать объемные картины, оптимально соответствующие возможностям его пространственного зрения, разыгрывать в песочнице различные сцены и озвучивать их. С песком могут работать все дети, даже те, у которых плохо развиты моторные навыки.
Какие результаты?
Во время занятия ребенок превращает свои неосознанные переживания в зримые картины, которые можно перестраивать и видоизменять. Поэтому песочная терапия помогает снять внутреннее напряжение и открыть новые пути развития.
Кроме этого Игры с песком
развивают тактильную чувствительность и моторику
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию
способствуют развитию внимания, памяти, мышления
развивают навыки общения и сюжетно-ролевой игры
«заземляют» негативные эмоции, снимают агрессию
Песочная Терапия прекрасно сочетается с другими методиками коррекции и развития детей.
Подробнее о методике (044) 364 20 04

Детский психолог

Добавлено: 24 окт 2017, 21:02
Goodmama
Психолог Дарья Кобенко
Кобенко Дарья-единственный специалист в Центре Стимуляции Мозга,которая ведет АБА терапию.
Она также ведет психокоррекционную работу с СДВГ детками, и Томатис терапию, Мозжечковую Стимуляцию, Интайм.
Психокоррекционная работа с детьми с синдромом СДВГ строится по запросу родителей и первичной консультации , пишется коррекционная программа развиващих занятий по устранению проблематики.
Проводятся также консультации для родителей которые занимаются АБА терапией сами.

Детский психолог

Добавлено: 06 ноя 2017, 18:05
Rukav
Онлайн консультации детского психолога, так же можно посмотреть на вот тут " " " videosfon.info"> videosfon.info видео и записи стримов

Детский психолог

Добавлено: 06 ноя 2017, 21:39
Goodmama
Детский Психолог, специалист по методике ПЕКС и БАК, Сторожук Александр Михайлович (Центр Стимуляции Мозга).

Сторожук Олександр Михайлович, преподаватель университета "Украина", кафедры психологии, аспирант Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Специализируется по работе с детьми с расстройством аутического спектра, также проводит психокоррекционные и психодиагностические занятия для детей не только с разными расстройствами, но и для обычных детей, требующих помощи психолога, коррекции поведения.
Консультации родителей по вопросам аппаратного лечения:
БАК
Форбрейн
Интайм
Тимокко
Интерактивный Метроном
Работа по методике ПЕКС.
Составление индивидуального плана для комплексного аппаратного лечения.

записаться можно по тел 096 665 57 97

Что такое ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ?
Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей полно раскрыть свой внутренний мир. Однако из практики работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно отметить, что у многих детей наблюдается угнетенная эмоциональная сфера. Они не могут выразить свои чувства, свои желания, а если и выражают их, то в неконструктивной форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами.
Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
В индивидуальном занятии психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц.
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при : раннем детском аутизме, умственной отсталости, задержке психического развития различных типов, общем нарушении развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.
Задачи занятия:
1. Развивать навыки вербального и невербального общения.
2. Активизировать, обогатить словарный запас и смысловую речь.
3. Учить передавать свое эмоциональное состояние, посредством различных выразительных средств.
4. Способствовать индивидуальному самовыражению детей.
5. Снять психоэмоциональное напряжение.

Используемые технологии и методические приемы:
- интерактивно-коммуникативные технологии;
- игротерапия;
- сказкотерапия;
- арт-терапия;
- музыкотерапия.

Детский психолог

Добавлено: 13 дек 2017, 21:28
Kattysun
Как помочь ребенку с СДВГ не прибегая к медикаментам
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.
Мы уже говорили о том, что причины дефицита внимания с гиперактивностью весьма сложны. В настоящее время не имеется достаточных медицинских знаний, чтобы точно указать их. Известно, что на появление симптомов СДВГ влияет генетическая предрасположенность, а также появление специфических внешних факторов. Однако, до сих пор не разработаны формы лечения, которые ведут к полному излечению синдрома гиперактивности. Большинство детей нуждаются в помощи, лечении и поддержке всю жизнь, хотя многие из них „перерастают”, по крайней мере, часть симптомов. Все терапевтические воздействия, в том числе фармакологические, могут привести только к уменьшению выраженности симптомов гиперактивности, но не в состоянии „вылечить” СДВГ.
✔Помощь психолога
Среди форм помощи гиперактивному ребенку и его семье важное место занимает помощь психолога, благодаря которой можно получить знания об СДВГ. Эта форма работы заключается в объяснении сущности синдрома гиперактивности, его симптомом и способов борьбы с ними, профилактики возможных осложнений, принципов лечения. Понимание со стороны семьи и самого ребенка необходимо для того, чтобы обеспечить надлежащий уход на дому и в школе. Это является условием эффективной помощи, а для ребенка шансом на полноценную жизнь, несмотря на переживания неблагоприятных симптомов.
Из-за частой встречаемости у таких детей других расстройств (например, школьных трудностей, таких, как дислексия, дискалькулия) и нарушений поведения, требуется проведение терапевтической работы, ориентированной на эти области.
Кроме перечисленных выше методов помощи ребенку с гиперактивностью используются также вспомогательные методы, такие как, например: набирающая все большую популярность БОС-терапия (биологическая обратная связь), тренировка замены агрессии, сенсорная интеграция, БиоАКустическая коррекция,Интайм и др.
✔Терапия БОС – биологическая обратная связь
Терапия БОС позволяет изменить активность мозговых волн при помощи так называемой биологической обратной связи, то есть использования информации о параметрах функции органа. Человек участвующий в тренировках БОС имеет прикрепленные к голове электроды, и его задачей является участие в видео-игре только при помощи активности мозга. Это позволяет укрепить волны определенных частот и затормозить другие. Благодаря тренингу одного из диапазонов волн можно благотворно повлиять на концентрацию внимания, с которой так часто имеют трудности люди с СДВГ.
✔Тренировка замены агрессии
Тренировка замены агрессии (англ. Agression Replacement Training) состоит из трех модулей: тренировка просоциальных навыков , тренировка контроля злости и тренировка моральной оценки. Цель этих вмешательств – заменить агрессивное поведение полезными социальными навыками.
Как вы видите, есть много видов терапии для детей с гиперактивностью и их семей. О необходимости и форме терапии всегда должен принимать решение врач-психиатр или психолог. Однако, несмотря на участие в терапевтических занятиях, наибольшее значение имеет адаптация семейной среды и школьных потребностей ребенка к трудностям, вытекающим из симптомов СДВГ.
✔Поведенческая терапия СДВГ
Среди основных методов работы с гиперактивным ребенком используется поведенческая терапия. Она основано на усилении желаемого поведения (например, удержании внимания на задаче в течение определенного времени) и искоренение нежелательного поведения (например, агрессии). Этот метод требует применения „наград” и „наказаний” (не физических!). Наградой может быть, например, похвала, наказанием, игнорирование ребенка. Важно уточнить, какое поведение является желательным, а какое недопустимым, определить четких последствия и обеспечить соблюдение введенных ранее правил.
В поведенческой терапии неотъемлемую роль играют родители, потому что именно они проводят большую часть времени с ребенком. Она определяет некоторые простые правила поведения с ребенком в повседневной жизни. Эти правила включают в себя:
- ясные наставления, то есть прямые указания, что ребенок должен делать, а чего не делать, например: „садись”, „не стой”;
- создание системы правил и последствий их несоблюдения, а также частое напоминание о сложившейся политике;
- оказание одобрения и признание успехов ребенка – позитивное укрепление;
- поддержание зрительного контакта во время разговора;
- применение системы поощрений за положительное поведение.
К медикаментозной терапии нужно прибегнуть только по предписанию врача в том случае, если применявшиеся меры не дали никакого результата, а тяжесть страдания родителей и их ребенка высока.
Киевский Центр Стимуляции Мозга:
Консультации ведущих неврологов,психологов,дефектологов-логопедов.
Лучшие немедикаментозные методики и программы для улучшения памяти,концентрации внимания, способностей к обучению,коррекции поведения.
ТКМП.Метод Томатиса. БАК. Тимоккко.форбрейн. Интайм. Окситерапия.

Детский психолог

Добавлено: 28 дек 2017, 21:27
Goodmama
Хорошая новость:
в Центр Стимуляции Мозга вернулась прекрасный специалист, детский психолог Анна Стороженко.
Консультации детей и родителей,конфликты в дс,школе, подростковый кризис, страхи и панические атаки, коррекция поведения у детей с синдромом гиперактивности, сопровождение работы с дефектологом, практические советы и занятия с детьми с особыми потребностями,психологическая поддержка родителей.

Психолог-консультант, психотерапевт.

Образование:
- Университет менеджмента образования, специальность "психолог, преподаватель ВУЗ", год окончания 2009;
- Первая Киевская школа психотерапии, направление "Клиент-центрированная психотерапия", год окончания 2013.

Членство в профессиональных сообществах:
- Украинский союз психотерапевтов.

Публикации:
- автор публикаций в журналах "Практичний психолог: дитячий садок" и "Практичний психолог: школа".

Детский психолог

Добавлено: 13 янв 2018, 21:37
Kattysun
я могу по Стороженко добавить информацию. Мы у нее уже были три раза- с 10 января пошли на курс к ней.
Детский Психолог Стороженко Анна:


-Работает в подходе «Центрированная на личности терапия по К.Роджерсу», фокусирование по Ю.Джендлингу, не директивная игровая терапия
В работе использует рисуночные техники, лепку из пластилина.
Развитие речи и познавательных процессов, коррекция поведенческих проблем у детей с ЗПР, ЗПРР, аутизмом, гиперактивностью и дефицитом внимания, с. Дауна и другими нарушениями.

Подготовка к школе и помощь в индивидуальном обучении сложных деток. Сопровождение в освоении школьной программы, долгосрочная коррекционная поддержка процесса учебы.

Обучение родителей методам развития ребенка.

Консультации родителей по вопросам поведения и адаптации ребенка, проводит психодиагностику, составляет программу коррекции.

Проводит индивидуальную психотерапию детей, подростков, взрослых, семейную психотерапию.

запись к психологу: Центр Стимуляции Мозга (096 665 57 97)

Детский психолог

Добавлено: 19 янв 2018, 06:44
КапелюШка
В детских садах обычно есть психолог

Детский психолог

Добавлено: 20 янв 2018, 20:16
Kattysun
ПСИХОЛОГ.

Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека ИЛИ оказанием психологической помощи психически здоровым людям.
Я не случайно написала «или», поскольку в Украине в настоящее время, на мой взгляд, очень мало психологов, которые одновременно хорошо, профессионально могли бы делать и то, и другое. Чаще хорошие специалисты встречаются в отдельной области – например психологи-практики,ведущие непрерывный прием в специализированных центрах,где есть возможность постоянно наблюдать разных пациентов с разными диагнозами и с разными их формами и проявлениями.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В Украине право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

ПСИХИАТР.


Психиатр – это специалист с высшим медицинским образованием, который оказывает помощь человеку в диагностике и лечении психических болезней. Психиатр, в отличие от психолога, врач. Врач, который имеет общую базовую медицинскую подготовку и на её основе проходит специализацию по психиатрии в течение нескольких лет.
То есть психиатр оказывает психиатрическую помощь людям с теми или иными психическими расстройствами (обратимыми и необратимыми, ярко выраженными и слабовыраженными). Он помогает пациенту распознать заболевание; достигнуть устойчивой ремиссии или преодолеть болезнь, если это возможно; адаптироваться к изменениям в состоянии здоровья и как можно дольше сохранять дееспособность. Психиатр также оказывает поддержку родственникам пациента, проводя разъяснительную работу.
Средства лечения, которые использует психиатр, преимущественно, медицинские (лекарства, специальные процедуры). А также - информирование (например, разъяснение сути заболевания и лечения), убеждение (рациональная терапия) и развитие социальных навыков у пациентов в случаях тяжёлых нарушений психики и социальной дезадаптации. Хороший психиатр будет пользоваться не только медикаментозными назначениями, но и новейшими методиками и достижениями науки, также может иметь дополнительные образования в области медицины как вспомогательные.

В настоящий момент в Украине развивается остеопатия- и практически все ведущие остеопаты Украины имеют высшее психиатрическое, либо неврологическое образование.

ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ ИЛИ ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ

Школьный или детсадовский психолон проводит развивающие занятия, которые направлены на сплочение коллектива и на более мягкую адаптацию. В них участвует также и классный руководитель или воспитатель садовской группы . Такие занятия проводятся, чтобы дети могли ознакомиться с разными способами коммуникации: так они учатся общаться не только вербально, но и невербально, изучают внутренний мир свой и одноклассников. Детей учат толерантности, объясняют им, что нужно принимать друг друга такими, какие они есть, чтобы даже ребенок инвалид мог прийти учиться в школу. Ведь дети часто бывают очень жестоки и могут смеяться и подшучивать над более слабыми. Задача психолога — суметь сгладить эту ситуацию.
Психолог может также помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, если они не складываются.
Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление.
В функции школьного и детсадовского психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе или подготовке первоклассников; психологическая профилактика.
К психологу (как школьному, так и любому психологу-консультанту в до-школьном учереждении) имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:

«Ступор» при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных при хорошем выполнении таких же заданий дома.
Ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их.
У ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем (конфликты) и т.п.
На прием к психологу желательно принести хотя бы несколько детских работ (рисунки в разные периоды жизни, продукты творчества, школьные тетрадки).

Конечно же идеальный вариант- это работа с психологом-профессионалом.


При этом- вы сохраняете полную конфиденциальность, работа проводится в отдельном помещении, без лишних глаз и шума, в удобное для вас время, по отдельности с вами, с ребенком или всем вместе.
Психолог-профессионал использует специальные методики, которые «расширяют» его возможности, школьный же часто опирается на свои природное обаяние и жизненный опыт.
Психолог-специалист включён в профессиональное сообщество и у него, естественно, развиваются профессиональные самосознание и
самоуважение, тогда как психолог-любитель обычно лишён стабильных контактов с психологами и «варится в собственном соку» .



Консультации профессионального детского психолога с опытом работы сдетьми дошкольного,школьного возраста, с "особыми" детьми-
Центр Стимуляции Мозга.
096 665 57 97

Детский психолог

Добавлено: 08 июн 2019, 11:03
Федор Кокляев
А в Днепре где можно найти опытного психиатра?

Детский психолог

Добавлено: 09 июн 2019, 21:28
Виталий Горн
Федор Кокляев писал(а):Источник цитаты А в Днепре где можно найти опытного психиатра?


Здравствуйте! Вот актуальный онлайн каталог психиатров в Днепре https://doc.ua/doctors/dnepropetrovsk/all/psihiatr. На сайте Doc.ua собранные только лучшие доктора, которые готовый помочь пациентам с трудностями. Лично мы обращались к Андреевой Оксане Валентиновне. Это хороший психиатр и психотерапевт, который помог нашему ребенку с невротическим расстройством.

Детский психолог

Добавлено: 05 июл 2019, 08:14
Марина55
Психо-коррекционные занятия с «особыми» детьми

На современном этапе развития практической помощи детям с ограниченными возможностями очевидна необходимость активного воздействия педагогов и психологов, занимающихся ранней диагностикой и ранней коррекцией отклоняющегося развития у детей.
В результате комплексного подхода к обучению, воспитанию детей формируется взаимодействие ребенка с людьми и окружающей действительностью.
Это в свою очередь создает предпосылки к адаптации ребенка в малом детском коллективе а затем- и взаимодействие с обществом.
В настоящее время у детей наблюдаются различные отклонения психических функций, одно из которых – речевые нарушения.
Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют игры и упражнения на развитие ручной моторики, которые я разработала и использую в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Возраст от рождения до трех лет является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим.

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка.
Ребенку, отстающему в психофизическом развитии, для усвоения способов ориентировки в окружающем, для фиксирования и выделения свойств предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.

Центр Стимуляции Мозга предлагает психокоррекционные занятия для детей с задержками развития. Они направлены на развитие предметной деятельности, речи, взаимодействия с взрослыми, формирование мыслительных операций.
Занятия проводят два опытных психолога, специалисты Собко Елена и Романченко Ирина.
Подробнее -на сайте центра.

Детский психолог

Добавлено: 06 июл 2019, 07:18
Жанна Протас
Опытные детские неврологи,
Консультация, лечение
Базовые и новейшие немедикаментозные методики.
Индивидуальные программы.
093 170 2841

Детский психолог

Добавлено: 16 июл 2019, 06:07
Kattysun
Психолог: арт терапия для аутистов
Арт терапия для деток -аутистов: примеры игр и комментарии к особенностям.
Игра «Я заблудился в лесу»
Ход игры. Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр.
Комментарий. Для имитации препятствий можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Меня обидели»
Ход игры. Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в ситуации, когда чувствует себя обиженным.
Комментарий. Для проигрывания могут быть предложены и другие ситуации, например игра «Пришел мой друг, и я очень рад» и пр. Содержание игр зависит, прежде всего, от проблем, которые наблюдаются у членов группы.
Эти упражнения способствуют установлению эмоционального контакта с членами группы, развитию сотрудничества и взаимопонимания, а также коррекции негативных эмоциональных переживаний, формированию у ребенка с аутизмом активности, самостоятельности, уверенности в процессе межличностного общения.
На закрепляющем этапе занятий можно использовать коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывают сценарии и представляют их другим членам группы. После просмотра проводится коллективное обсуждение. Все это способствует не только закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, но и формированию доверия к группе и уверенности в своих возможностях, развитию эмоционального самоконтроля.
Арт-терапия как метод коррекции страха у детей с аутизмом
Еще в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии. Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся и такие виды продуктивной деятельности ребенка, как лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В исследованиях психологов давно было отмечено, что рисунки детей не только отражают уровень умственного развития, но и являются своеобразной проекцией личности и ее проблем. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает ему узнать себя и свои способности.
Э. Крамер выделяет четыре типа изображений, отражающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально-личностные особен-ности ребенка.
Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы (схемы); пиктограммы и собственно художественные произведения.
Каракули, например, с точки зрения авторов, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.
Стереотипные схематические изображения и пиктограммы, принадлежащие руке взрослого человека, могут отражать сублимацию подавленных желаний или потребность в защите.
Особого внимания при анализе рисунков заслуживает цвет. Так, преобладание серых тонов, а также темных свидетельствует об отсутствии жизнерадостности, а яркие, насыщенные краски характеризуют активный жизненный тонус, оптимизм.
В рисунках детей с аутизмом наблюдаются стереотипные символические изображения предметов, преобладание темных тонов (многие дети используют только серый и черный цвет). Все это четко отражает аффективную напряженность ребенка, его переживания. Анализ рисунков детей с аутизмом дает возможность оценить интенсивность их страхов, а Также интерпретировать их содержание.
На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).
Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.
Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в сходных положениях. Здесь можно посоветовать не бояться пробовать. В случае, если ребенок принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий.