Сенсоневральная Тугоухость
Роль органа слуха
Наш орган слуха дает возможность общаться с окружением и то, что мы слышим, влияет на формирование нашего голоса, речи и языка (например, ребёнок, который не слышит не может самостоятельно научиться говорить, так как он отрезан от мира звуков и поэтому его возможность сообщаться с обществом ограничена). Оказывается, что способ действия органа слуха влияет также на усвоение умений чтения, письма и даже на положение тела, согласованность движениея и эмоциональное состояние. Кроме того Томатис считал, что ухо человека это своего рода "динамо", которое доставляет нашему мозгу энергию. Способность слышать определенного вида звуки побуждает мозг, подготавливая его к другим активностям. Томатис считал, что особенно хорошими для нашего организма звуками являются те, которые имеют в своём спектре много составных частей на высоких частотах. Таким качеством характеризуются определённые виды музыки, например музыка Моцарта или григорианские хоралы. Они используются в терапии Методом Томатиса.
Слуховое внимание - чем отличается слышание от слушания?
Альфред Томатис заметил, что слышание это не то же самое, что и слушание.
Слышание – это пассивный процесс, который зависит от состояния нашего уха. Если орган слуха повреждён, то могут появиться проблемы со слышанием некоторых звуков. Для определения состояния слуха пациента чаще всего выполняется аудиометрическое исследование.
Слушание (слуховое внимание) -это активный процесс. Проще можно сказать, что это умение сознательно принимать звуковые стимулы и потом получать из них информацию. Cлышание – это функция, которая зависит от состояния уха, а слушание – это умение, которое развивается в течение всей жизни человека. Оказывается, чот даже люди с отличным слухом, потверждённым аудиометрическим исследованием, могут иметь проблемы со слушанием.
Люди с расстройствами слухового внимания иногда пропускают информацию мимо ушей, и им несколько раз необходимо повторять вопросы или просьбы. У них часто могут подозревать тугоухость. Часто бывает, что их орган слуха не поврежден, а нарушено слуховое внимание.
Причина расстройств слухового внимания может появиться уже в раннем детстве. Поводом этого типа расстройств могут стать, например, частые или длительные отиты ушей (когда ребёнок в течение какого-то промежутка времени частично отрезан от некоторых звуков окружения). Важной причиной расстройств слухового внимания могут быть сильные эмоциональные переживания, например, смерть родителя, усыновление, пребывание в больнице и так далее. Томатис считал, что слуховое внимание – это желание человека общаться с окружающим миром.
На Брутонской конференции в Техасе в 2000 году участники пришли к выводу, что расстройство обработки звуковой информации непосредственно связано с нарушениями слуха, речи и поведения. Нарушения обработки звуковой информации характерны не только для слухового восприятия, но также могут включать и факторы высшего порядка, такие как память, мотивацию, сотрудничество и внимание, которые влияют на успеваемость и поведение.
У детей с нарушением обработки звуковой информации, как правило, хороший слух, но у них возникают трудности с обработкой звуков, включая восприятие разговорного языка, его интерпретацию и удерживание в памяти.
Часто у них бывают проблемы со слуховой памятью и слуховым вниманием. Прежде чем ответить на вопрос, им требуется время на обработку звуковой информации, они часто неправильно интерпретируют услышанное, неправильно понимают сказанное или плохо запоминают инструкции.
Таким детям трудно понимать сложные предложения, им сложно обращать внимание – и запоминать – устную информацию, а также выполнять многошаговые инструкции.
Часто у таких детей плохая успеваемость, низкий уровень внимания, плохая память и проблемы с речью, например, с порядком слогов в словах и/или развитием словарного запаса, а также пониманием родного языка. Они легко отвлекаются, часто им не хватает мотивации и уверенности в себе, у них низкая самооценка и плохие отношения с ровесниками (у них нет друзей или они просто сами играют на детской площадке).
И хотя они умны и сообразительны, но часто отвечают на вопросы невпопад, а также некомфортно себя чувствуют в шумной обстановке. У кого-то может быть деструктивное поведение, которое проявляется в постоянном поиске рискованных занятий, чтобы не скучать или не показать, что ребенок чего-то не умеет; кто-то, столкнувшись с трудностями, начинает спорить или даже агрессивно себя вести, открыто демонстрируя вызывающее поведение.
Метод Томатиса помог тысячам детей, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его открытия помогли бороться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность. "
Сначала проводится аудиотестирование, которое определяет, звуки каких частот Вы слышите хорошо, а какие не очень или вовсе не слышите.Аудиотестирование в среднем занимает 30 минут. При этом врач, проводящий эту процедуру, видит «проблемные зоны», и в соответствии с этим составляет для Вас индивидуальную программу прослушивания.
Далее Вы будете слушать специально для Вас подобранную музыку. Особенность этой музыки заключается в том, что звуки тех частот, которые Вы слышали хорошо, отфильтровываются посредством специального аппарата. В результате в записи остаются звуки тех частот, которые Вы плохо слышали или не слышали при аудиотестировании. Аппарат, который фильтрует звуки – это изобретенное А. Томатисом «электронное ухо». Этот аппарат фильтрует для Вас звуки «проблемной зоны», и подает их Вам посредством наушников в режиме включение-выключение. В результате Вы слышите довольно необычную, но приятную музыку. Прослушивание длится около двух часов, в это время Вы можете спать, вязать, играть в шахматы, просто расслабляться."
На основе накопленных экспериментальных данных, Томатис в 1953 году представил доклад во Французскую академию наук, в котором устанавливается следующий закон:
«Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать».
Метод Томатиса (аппарат Бессон) ,Центр Стимуляции Мозга,Киев