Изображение
Дорогие форумчане!
В связи с невыносимой заспамленостью форума, которая раздражает участников конференции и модераторов, администрация была вынуждена внедрить ряд антиспамерских действий:
- теперь минимальное количество символов в сообщении - 50. Это сделано, чтобы сразу выявить человека размещающего одни смайлы ради количества сообщений.
- размещать ссылки могут только пользователи с количеством сообщений от 100. Если будут замечены спамеры набивающие сообщения, они буду удалены.
Старые темы будут почищены от ссылок и выявленные спамеры также будут удалены.
Приносим свои извинения за предоставленные неудобства перед пользователями, которые будут вынуждены из-за спамеров и ботов терпеть некоторые ограничения, но нам хочется верить, что мы меняемся к лучшему для Вас!
С любовью, администрация Киевского семейного портала

C какого возраста и как дети учатся читать?

всё о развитии детей: физическое, умственное, музыкальное развитие, кружки и секции
Аватара пользователя
Валентина
Живу на форуме
Сообщения: 6782
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 14:00

C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение Валентина » 25 дек 2009, 16:48

Вот популярные ответы на этот вопрос участниц нашей группы в контакте

C какого возраста и как дети учатся читать?

#1
Валентина
C какого возраста и как дети учатся читать? Как вы учите своих детей? Какие методики и подручные материалы используете?

#2
Елена
Моей дочке 1год и 9мес. она уже знает буквы А, Д, Ж,С, Ф и Х, а цифры 2, 3 и 5. Мы просто показываем ей буквы и цифры и называем, а она сама выбирает - какие нравятся. Есть какая-то развивающая методика (можно бесплатно скачать в интернете). Там все основано на бысто меняющихся картинках: появляется цифра - голос называет цифру, потом следующая и т.д. И мы так делаем сами - показываем картинку и называем, потом другую - ребенку нравится: она сама нам тянет эти картинки, чтобы позаниматься. И теперь, где только не увидит знакомую букву (в рекламе, на уличных вывесках) - сразу называет.

#3
Валентина
Какие вы молоцы! Такими темпами, в три вы уже будете серьезные книги почитывать)

#4
Наташа
Нам скоро два. Мы знаем 10 букв, считаем до 5, знаем 5 цветов. Планируем к трём научиться читать. Буквы я нарисовала маркером на белом картоне(хотела сделать по методике Монтессори, букву мажем клеем пва и посыпаем песком, потом водим пальчиком, как она пишется, но так руки и недошли) я называю букву, ребенок повторяет. Цифры просто считаем вместе и различаем один предмет или два. Цвета -2 белых картоных листа, разделяем на 12 равных частей, наклеиваем на картон квадратики разных цветов на 1 см. меньше чем те которые на картоне. Один картоный лист разрезаем, это карточки, другой оставляем целым, это поле. Начинаем играть, перед ребенком ложим поле, а сами даем ему карточки называя цвета, ребёнок должен ложить их на соответствующие цвета на поле. Еще один вид этой игры, берём только карточки и играем в парочки, нужно найти карточку одинакового цвета. Для начала использовать можно только четыре цвета, потом цветов должно быть 12.
Самое главное, начинать надо, чем раньше тем лучше, ребенок может и полгода ничего не повторять, но потом он научиться ( мы разлаживать цвета стали гдето через пол года как начали их учить, буквы начали учить как только начали говорить) Заниматься нужно когда только хочет ребёнок, заставлять нельзя, все занятия в виде игры. Мы стараемся заниматься каждый день, утром поели и за занятия, все занятия вместе с изучением жевотных занимают минут 15, можно начаь и с минутных занятий, вот увидете скоро малыш будет сам вас просить чтоб с ним позанимались.

#5
Валентина
Нам почти четыре знает почти все буквы, но проблема в том, что он их хоть и узнает, но не читает по слогам, а просто называет буквы. Есть у кого-то идеи как помочь малышу?

#6
Наташа
когда то слышала про игру как буквы к друг к другу в гости ходили. Например вы говорите, буква М пришла в гости к букве А, начали они дружить, стали вместе произносится МА.

#7
Татьяна
Елена, эта методику разработал Глен Доман
я для своей племяшки такое скачала, ей нравится

#8
Наталия
А разве в 4 года надо уже читать по слогам? Я считаю, главное - чтоб ребёнок знал буквы, а читать кто когда научится, ведь все дети по-своему развиваются. Нельзя по шаблону. А если карапузу нету ещё и четырёх, то считаю, что уметь читать ещё рано. Всегда считалось, что если дитя умеет читать в 4 или даже 5 лет, то это скороспелка.

#10
Надежда
Детей также можно увлечь кубиками с буквами... А еще есть лото, в котором нужно заполнить ячейки с буквами соответствующими... Как игра очень увлекает.
Самое последнее, что я еще видела - это такая штуковина, типа клавесина, на клавишу с буковкой нажимаешь, а оно тебе на эту букву что-то говорит... Деток очень забавляет, да и взрослых тоже)))
Изображение

Аватара пользователя
Ярочка
Осваиваюсь
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 25 дек 2009, 21:17
Награды: 1
:
Дух Хэллоуина

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение Ярочка » 25 дек 2009, 21:19

мы купили кубики Зайцева украинские, я сама их собрала и теперь изучаем :-) Малая сама их таскает, складывает из них "слова" и просит прочесть, что получилось :D

Аватара пользователя
kotka
Заслуженая Ути-пушка
Сообщения: 912
Зарегистрирован: 03 апр 2009, 13:37
Награды: 4
:
Долгожитель Гламур Темооткрыватель Люблю крыс)

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение kotka » 01 фев 2010, 16:10

Вечер с книгой у многих до сих пор остается одним из любимых способов проведения досуга. Как правило, любовь к чтению закладывается с детства.
В читающей семье, где книги окружают с рождения, проблема, как приобщить ребенка к книгам, редко бывает, но все равно случается. Как же ненавязчиво научить ребенка получать удовольствие от книги?
Первое что нужно сделать – это заинтересовать малыша книгой, и начинать можно уже с самых первых дней.

Все знают, как важно разговаривать с малышом с самого рождения. Первые несколько месяцев даже не важно о чем, главное - интонация. Малышу приятен ваш голос, ведь он слышал его еще в животике, он нуждается в том, чтобы с ним говорили, ласково, нежно.
Вот только часто мамы теряются и не знают, о чем можно разговаривать с таким крохой. Вот тогда приходят на помощь потешки, пестушки, прибаутки, коротенькие стишки. Когда умываетесь, чистите носик, меняете подгузник, читайте нараспев все, что помните.
Если не помните, можно на так называемых стикерах, листочках на липучках, написать тексты и повесить, например, у пеленального столика, и периодически менять. Можно использовать как народное творчество, так и А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Г. Лагздынь, М. Дружинину, В. Хесина и других авторов.

Начиная где-то месяцев с двух, можно показывать книжки. Небольшого формата, с крупными, одинарными картинками на всю страницу: мяч, кукла, яблоко и так далее. Положите карапуза на живот, расположите книгу где-то в 30сантиметрах от глаз, и пусть себе разглядывает в свое удовольствие, заодно потренируется держать голову.
Сейчас огромный выбор всевозможных книжек-картонок, с вырезами, с глазками, пищалками, свистелками, с мягкими элементами. В общем, на любой вкус и кошелек.
Только покупайте книжки известных издательств, в книжных магазинах. Вы должны быть уверенными в качестве и безопасности материалов, из которых изготовлена книга.
Также смотрите, чтобы не было острых углов, у некоторых картонок можно самостоятельно закруглить края.
Для любителей купаться выпускаются книжки - непромокайки, брызгалки, меняющие цвет от воды, но они, скорее всего, пригодятся уже ближе к году.

Чем активнее становится кроха, тем сложнее удержать его внимание. Ведь вокруг столько всего интересного! Вот и не стоит усердствовать. Показали иллюстрацию, назвали, если видите, что отвлекся, займитесь чем-то другим.
Конечно, крохе захочется порвать, погрызть книги. Давайте играть книжки-картонки, которые не сильно пострадают, а запрещать не нужно, да и бесполезно, ведь это кроха исследует новый материал, а значит развивается.
Можно дать порвать старый журнал, бумагу, только не газетную, пусть развивает мелкую моторику, очень полезное занятие!
Только обязательно будьте рядом, следите, чтобы не наелся бумаги! Тогда шансов уцелеть у книг будет больше, а малыш получит массу впечатлений.

После полугода малышу покажется интересным, если картинка оживет – собачка залает, киса замяукает, часики затикают. Подойдите к такому делу творчески, мяукайте, мычите, кукарекайте, малыш будет очень доволен!
А вскоре сам будет показывать пальчиком на все, и ждать когда вы озвучите или назовете. Вы не заметите, как малыш станет, показывая на собачку говорить «гав-гав», коровку - «му», гуся - «га» и многое другое. Также можно устраивать целые представления, обыгрывая произведения любимых детских авторов.

Малышам постарше очень нравятся потешки, где можно подвигаться: хлопать, топать, махать ручками. Можно обыграть практически все, что читаете, где-то действиями, где-то интонацией, возгласами.
Не думайте, как это выглядит со стороны, просто будьте актером для своего ребенка. Поверьте, кроха оценит ваши старания, и будет пытаться за вами повторить.
Также попробуйте научить повторять за вами последние слова стихотворений. Выдерживайте паузу, побуждая ребенка продолжить, и пусть не сразу, но малыш начнет договаривать. Вы можете с удивлением обнаружить, что ваш кроха знает и помнит очень много разных потешек и прибауток.

Чем старше ребенок, тем больше внимания уделяется действиям, тем, что происходит с героями на картинке, например, что делает девочка: играет мячиком, кушает, поливает цветочек, укладывает куклу спать.
Стоит обращать внимание на цвет, какого цвета мячик, шарик, машинка. Все, как и чтение текста, так и разглядывание картинок должно быть ненавязчивым. В маленьком возрасте не все дети могут заниматься одним делом дольше 2-5 минут.
Поэтому если видите, что ребенок отвлекся, не настаивайте, вернитесь к книгам позже, выбрав удачный момент.

Пусть у крохи будет своя «библиотека», к которой всегда открыт доступ. Найдите место невысоко на полочке, в коробочке на полу рядом с игрушками.
Время от времени, обращайте внимание просьбой принести книжку «Колобок», «Мойдодыр». Попросите найти стишок «про ежика», и кроха с радостью будет перелистывать странички в поисках картинки с ежиком.
Вот и развитие моторики, и игра, и просто способ занять ненадолго ребенка.
Начинайте использовать книги – брошюры, с яркими иллюстрациями, сейчас их тоже выпускается множество. Пусть малыш тренирует пальчики, листая тоненькие странички.
Конечно, иногда может получиться, что кроха порвет листочек. Не ругайте, ведь он сделал это не специально, а просто объясните, почему так делать нельзя. Если малыш принес вам книжку, обязательно прочитайте что-то или просто покажите и назовите что-нибудь, не оставляйте этот порыв без внимания.

Наверняка малыш и сам без вас иногда будет сидеть, и рассматривать картинки и, показывая пальчиком комментировать то, что видит. Иногда будет очень забавно послушать, что кроха рассказывает!
Пусть комментирует также и сказки, когда вы ему читаете, делайте паузы, побуждайте обозначить звуками или даже назвать медведя, лягушку, курочку. Ведь гораздо интереснее вместе «читать», чем просто слушать.
С малышом старше двух лет вместе додумывайте конец сказки, обсуждайте героев и их поступки.
Многие родители уже начинают в этом возрасте знакомить ребенка с алфавитом, используя методики Домана, Зайцева, Никитиных, неважно, что вы выберете, главное, чтобы малышу было интересно.
Пусть обучение будет малышу в радость, в игровой форме, с помощью карточек, кубиков, плакатов, магнитной азбуки. Но и ничего страшного не произойдет, если ваш малыш узнает буквы позже.
Очень интересны книжки с наклейками и аппликациями. Такие занятия всесторонне развивают ребенка, только, конечно же, вначале понадобится ваша помощь.

Когда кроха становится почемучкой и просто атакует вас вопросами, хорошо бы завести детскую энциклопедию. Сейчас таких книг издается очень много, есть и на самый маленький возраст.
Можно будет на некоторые вопросы вместе поискать ответы в энциклопедии. Так вы дадите понять, что очень много увлекательного и полезного можно найти в книгах. Пусть малыш сам полистает энциклопедию, а потом предложите ему прочитать то, что он выберет.

Вот и начинается второй этап – развитие интереса. Когда уже заметны предпочтения, можно подыгрывать, подбирая книги по интересам, например, об автомобилях, о животных, о динозаврах.
Конечно, увлечения могут меняться стремительно, но ведь это доказывает любознательность вашего ребенка!

Наконец, наступает время, когда малыш начинает читать сам. Кто-то раньше, кто-то позже, это не имеет особого значения.
Пусть читает то, что ему нравится. Это могут быть сказки, рассказы. Если есть возможность, ходите вместе в книжные магазины, библиотеки, пусть кроха сам выбирает себе понравившуюся книгу.
Предлагая прочитать определенную книгу, расскажите, о чем она. Если сами читали и помните, поделитесь впечатлениями. Можно немного слукавить и сослаться на рекомендации ровесников, дочки или сына коллеги по работе. Подсказывайте, предлагайте, но не навязывайте.
Пусть чтение для вашего ребенка будет в радость, а книга всегда будет желанным подарком!
Глупая жена следит за мужем, а умная - за собой.
У меня в голове нет тараканов. Их сожрали твари покрупнее и поопаснее.
Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Изображение
Изображение

Natasha
Наш человек
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 09 фев 2009, 17:16
Награды: 4
:
Долгожитель Романтичность Гордость форума Суперсамомама

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение Natasha » 05 фев 2010, 10:00

Где искать золотой ключик?

- Ничего не читает! Как свободная минутка, так к телевизору. И вот себе кнопки нажимает!.. А ведь буквы уже в четыре года знал!..

Стандартная жалоба. Родители подростков сетуют, учителя массовой школы проигрывают бой за приобщение школьников к классической литературе, психологи изучают проблему и сообщают нам о качественном изменении среды в сторону господства видеообразов и о формировании нового типа человека - "человека смотрящего". Параллельно другие психологи создают невиданные доселе по совершенству методики обучения грамоте детей горшечного возраста, призванные наполнить бурной деятельностью жизнь продвинутых мам.

Тут надо сделать необходимую паузу. Во-первых, я ничего не имею против стремления молодых родителей к овладению передовыми педагогическими знаниями: сама грешила. Поэтому теперь, начиная разговор в любой аудитории - в учительской или в родительской, я коротко сообщаю, что являюсь мамой двоих детей - 17 и 14 лет, т.е. мамой, вкусившей результаты (положительные и отрицательные), а также их отсутствие самых захватывающих методик воспитания своего времени.

Как учитель, я тоже не имею принципиальных возражений против того, чтобы ребенок к началу школьного обучения умел читать. Собственно, для поступления в спецшколу или в гимназию это теперь необходимо.

Но, по моему странному убеждению, нормально развивающемуся ребенку из интеллигентной семьи в дошкольном возрасте не нужны никакие специальные методики обучения грамоте. Он, при выполнении некоторых условий, к шести - шести с половиной годам прекрасно обучает себя сам. Более того, это самообучение и есть показатель его возможностей справиться с требованиями гимназической программы.

Если же этого не происходит, нужно вести прицельный разговор об особенностях развития данного конкретного ребенка и о том, как и чем заниматься с ним в первую очередь. Однако эта тема для другого разговора.

Все методики по обучению детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные значки в звуки, звуки - в слова, а слова - в предложения. Но если понимать под чтением не бойкое движение по букварю под руководством воспитателя дошкольной прогимназии или гувернера, а чтение книг (т. е. чтение в собственном смысле слова), то умение это является хоть и необходимым, но недостаточным. Кроме того, и оно таинственным образом зависит не только от прогрессивности и совершенства тех методов и приемов, при помощи которых малыша обучают читать, и не только от виртуозных качеств учителя, но и от наличия у самого ребенка внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно он, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.

Сто лет назад необходимость чтения обосновывалась информативностью книги, ее функцией "источника знаний". Сегодня нечитающий ребенок страдает от чего угодно, только не от недостатка информации. Он легко добирает и перебирает ее у экрана телевизора, видео и компьютера. Чтение с этой точки зрения является малоэффективным и трудоемким способом деятельности. Это подсознательно понимает любой дошкольник пяти лет.

Почему же он должен хотеть читать?

Мы являемся свидетелями очень интересного процесса современности - перехода чтения, особенно чтения классической и высоко художественной литературы, в разряд элитных занятий.

При этом золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском кармане, а в кармане... читающего родителя.

Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля. Если после работы вас хватает только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребенок будет вести себя так же, не задаваясь вопросом, при чем тут усталость. Вы - образец. Какие могут быть к нему претензии?

В читающих семьях ребенок (опять подчеркиваю - в случае нормального развития) обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи является столь же необходимым видом деятельности, как хождение и говорение. Окружающая его среда насыщена буквенными символами, начиная от вывесок и газетных заголовков и кончая теми самыми кубиками с буквами, которые, конечно же, вам подарит друг семьи с педагогическими склонностями.

Вы между делом сообщите малышу, как называется та или иная буква, или он сам спросит вас об этом.

К определенному моменту выяснится, что ваш пяти-шестилетний человечек уже освоил значение букв и пытается прочесть рекламную надпись.

Подобное открытие порой ведет к странным последствиям: родители решают, что они могут больше не читать ребенку. Более того, не должны ему читать. Иначе как же он будет совершенствоваться в своем только что приобретенном навыке? Стимула не будет.

Позиция не просто неверная, а вредная. Два процесса - слушать ваше чтение и читать самому - имеют совершенно разные задачи и основаны на совершенно разных механизмах. Вы же не станете заставлять ребенка пройти многокилометровый маршрут, ссылаясь на то, что он уже сделал первые шаги? Будучи старым адептом дорожных путешествий, вы возьмете малыша с собой в поход и понесете на себе. Ради чего? Ради общения и совместного переживания. Так же и с чтением. Когда вы читаете ребенку, вы общаетесь с ним и вместе переживаете прочитанное. Поэтому так важно, чтобы выбранная для чтения книга доставляла удовольствие и ребенку, и вам.

Кстати, совместное чтение вслух (не зависимое от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей традицией интеллигентных семей в России в конце XIX - начале XX веков.

Совершенствование малыша в технике чтения - это другое, отдельное дело.

Во-первых, надо обеспечить ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы и с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие сказок Сутеева). Буквы обязательно должны быть большими - даже тогда, когда вы знаете, ребенок справляется и с маленькими. Процесс чтения не должен напоминать разгрузку вагонов. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем он, по идее, мог бы, а сложный словесный мир будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение вслух.

Во-вторых, важно помнить, что у маленького ребенка умение читать связано с умением писать, и письмо функционально предшествует беглому чтению. Подписи с орфографическими ошибками под его картинками, почему-то приводящими вас (а в особенности - бабушек) в ужас, не менее важны для процесса обучения чтению, чем страдания над букварными страницами. Забудьте про ошибки. Сейчас ребенок осваивает другой, крайне важный принцип: буквы - значки для звуков. Это и есть самообучение. А ваша задача - стимулировать его на этом пути всеми возможными способами. Помогайте малышу сшивать "книжки" из подписанных картинок, радуйтесь каждому "облачку" со словами "ой" и "ха-ха-ха", вылетающему изо рта героя нарисованного им комикса.

Есть один замечательный путь побудить ребенка писать (разумеется, произвольными буквами). Это - научить его изготовлять вывески. Вывески могут понадобиться для игры в магазин, при строительстве города и даже перед приходом старого знакомого, которому вдруг станет интересно узнать, как все в доме называется (бредовый, на первый взгляд, мотив, но странным образом убедительный для ребенка). Если же у вас есть на примете хороший человек, который сменит привычное амплуа Деда Мороза на роль инопланетянина, акция по развешиванию вывесок в квартире приобретет небывалую актуальность, доходящую до ажиотажа. Тут уж будьте последовательны и прикрепите вывеску и на потолок, и на унитаз, и на ошейник своей собачки. Иначе инопланетянин может составить превратное представление о богатстве русского языка.

Если же вас начнут расспрашивать о странных особенностях изменившегося дизайна квартиры, смело отвечайте, что этому учит новейшая методика обучения грамоте. Можете козырнуть словом мотив. Возможно, это не будет сильно противоречить истине.

На волшебном острове слов

Желание ребенка читать, а потом и писать, заниматься сочинительством - две ветки одного дерева. Их корень - интерес ребенка к живой жизни слова.

Чем является для ребенка слово? Оно сродни фантастическому существу, способному к превращениям, обладающему магическими возможностями порождать предметы, явления и целые миры. И ребенок получает огромное удовольствие, обнаруживая эти его особенности, играя словами, подобно тому как Танечка и Ванечка Корнея Чуковского играли с Тяни-Толкаем.

Взрослый должен только вовремя и умело включиться в это замечательное занятие, помогая ребенку пополнить арсенал словесных игр и превращений.

"Как играть словами?"

Чтоб словами поиграть,
Надо научиться... врать!

Пожалуйста, не удивляйтесь. Врака враке рознь. Это нам еще в детстве объяснили Мишка с Толиком из рассказа "Фантазеры", который должен был бы стать введением во все учебники по детской психологии. Те самые враки, в которых упражнялись герои Н. Носова, по природе своей родственны серьезному сочинительству настоящих писателей и поэтов. И если мы всегда предпочитаем иметь дело с тем, что понимаем, необходимо учесть, что в процессе "пустяшной" деятельности по придумыванию врак ребенок подсознательно осваивает законы словесного творчества, постигает их изнутри.

В фольклоре для этого существует более точное слово - небывальщина:

По поднебесью, братцы,
Медведь летит.
Медведь летит,
Хвостом вертит.

На этом принципе построен целый пласт детской поэзии, в который внесли свой вклад и Корней Чуковский (вспомните знаменитую "Путаницу"), и Юнна Мориц, и Роман Сеф, и Борис Заходер, и многие другие.

Для начала все это надо откопать, прочитать и выучить с ребенком наизусть.

А потом предложить ему игру с не очень благозвучным названием: "Кто кого переврет?" (Можете предложить ребенку более пристойное, но менее понятное название: "Кто кого перенелепит?" - на выбор.)

Играющих может быть двое, а может быть две команды по 3-4 человека. Сначала (очередность устанавливается по жребию) играющий одной команды придумывает враку:
- А я видел, как кошка по небу летала!
Игрок другой команды подхватывает:
- А я видел, как самолет на тучу лаял!
И так до тех пор, пока у кого-то из играющих не истощится фантазия.

Ребенок очень быстро понимает, что придумывать - совсем непросто, особенно что-то новенькое. Легче всего использовать старые, уже кем-то выдуманные "враки". Но это никогда не спасает от поражения. Чтобы победить, приходится напрягать воображение, искать образы, подбирать слова.

Попробуйте сыграть в небывальщину на двоих со своим малышом. После двух-трех туров вы обречены на хроническое поражение. Взрослые, как правило, проигрывают детям в этой игре. Если они, конечно, не поэты.

"Лошаденок"

Помните, как замечательно Корней Чуковский описал природную способность ребенка к словотворчеству в своей книге "От двух до пяти"?

Внимательный и заинтересованный родитель, вы, конечно, записываете за ребенком его забавные словечки и выражения. Это ваша памятная коллекция. Возможно, со временем ею заинтересуется какой-нибудь детский журнал.

Но некоторые из "продуктов словотворчества" можно заставить поработать на своего создателя уже сейчас.

Представьте себе, что в стандартной ситуации, когда ваш малыш должен запомнить названия детенышей животных ( у лисицы - лисенок, у волчицы - волчонок, у тигрицы - тигренок, у зайчихи - зайчонок), в его речи появляется ... лошаденок. С точки зрения официальной методики по подготовке к школе будущих отличников, этот лошаденок подлежит полному и немедленному искоренению. Так пусть же дрогнет ваша рука. Вспомните, что любой недомерок может оказаться Коньком-Горбунком (а может быть, и Пегасом?). Иными словами, перефразируя Винни-Пуха, никогда не знаешь точно, чем кончится дело, если имеешь дело с подобными словечками.

Конечно, ребенок должен узнать настоящее название детеныша лошади, но почему бы и за лошаденком не оставить право на существование? Может, поселить его вместе с коровенком, овчонком, свиненком и им подобными на каком-нибудь подходящем волшебном острове, где возможна захватывающая, полная событий туземная жизнь? Но поскольку никто толком не знает, как выглядят обитатели этого острова, необходимо нарисовать их портреты, уточнить, чем они питаются, как спят, что любят делать. А это уже огромный совместный труд (ваш и ребенка) по созданию энциклопедического словаря неизвестных науке животных.

"Висит груша - нельзя скушать"

Замечательное, до сих пор неоценненное по достоинству занятие - загадывание загадок.

Между прочим, слово гадать изначально означало думать: загадка была первой формой прафилософского осмысления мира.

Сначала загадывайте ребенку множество разных загадок и сообщайте их отгадки.

Кстати, настоящие фольклорные загадки невозможно отгадать, не зная ответа. В загадках выражалось тайное знание древнего племени. Если надо было убедиться в принадлежности человека какому-нибудь сообществу, в его посвященности, причастности к таинствам, устраивали испытания загадками. Известны пришельцу отгадки - он свой и имеет право на жизнь в племени. Не известны, значит, это чужой, и лучше его съесть поскорее, чтобы не наделал каких-нибудь бед.

Когда ребенок запомнит достаточно много загадок с отгадками, можно устраивать "загадочные" состязания: сначала один загадывает загадку, потом - другой. У кого быстрее загадки кончатся, тот проиграл. Это очень древний вид состязаний. Только раньше поражение могло стоить проигравшему головы.

Следующий этап - самостоятельное придумывание загадок. Например, в воскресенье вы садитесь завтракать, никуда не торопитесь и говорите перед началом еды:
- Я задумал(а) предмет, который стоит на столе. Он плоский, круглый, белый, с тонкой голубой линией по кругу.

Ребенок тут же догадывается, что это тарелка, и предлагает вам свой вариант загадки.

По такому же принципу можно сочинять загадки о животных: "Хищник серо-зеленого цвета, издалека похожий на бревно. Живет по берегам Лимпопо, Амазонки и других водоемов". Это занятие дети очень любят. А какой простор для использования их обширных знаний об экзотических животных, полученных из различных телепередач и видеофильмов!"

А вот самая трудная игра в разгадывание загадок.

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные играющие выбирают какой-то предмет, который водящему нужно будет разгадать. Указывается место, где этот предмет находится: на столе, на потолке, около окна - чем взрослее дети, тем шире поле для поиска предмета. Водящий возвращается и пытается определить задуманный предмет с помощью вопросов:

- Он плоский?
- Он красного цвета?
- Он из дерева?

Остальные игроки имеют право отвечать либо "Да", либо "Нет". Чтобы участвовать в такой игре, нужно владеть достаточно широким набором свойств для характеристики предметов. Эта игра сильно развивает ребенка, если играть в нее в разновозрастной группе.

Имейте в виду, что текст таких загадок включает условие, вопрос и ответ, а также требует решения на основе непростой деятельности по сравнению и сопоставлению получаемых данных. Поэтому игры в загадки являются прекрасной формой подготовки к решению математических задач.

"Запретные слова"

Самый известный вариант игры в запретные слова - "Черное с белым не берите, "да" и "нет" не говорите!" Это диалог, в котором ведущий задает вопросы, хитроумно пытаясь вынудить отвечающего к употреблению слов черное, белое, да, нет.
- Вы поедете на бал?
- Поеду.
- И, конечно, оденете ослепительно белое платье? - И так далее.

Через некоторое время ребенок научится виртуозно избегать запретных слов, а потом и водить.

Хотя задавать вопросы детям нравится меньше, чем отвечать.

Существуют различные варианты подобной игры. При желании вы легко придумаете их сами. Например, условьтесь с ребенком в течение часа не употреблять слово "Я". В этом случае говорящие вынуждены пользоваться другими речевыми конструкциями: вместо "Я хочу" - "Мне хочется" или "Мне бы хотелось".

"Молчанка"

Кто-то из великих сказал, что только в молчании познается истинный смысл речи.

У одного из племен североамериканских индейцев юноша, проходивший посвящение в мужчины, должен был три дня провести один в лесу, сидя в магическом кругу. При этом он должен был хранить молчание. Он не мог ни пожаловаться на что-то, ни попросить о помощи.

Любой уважающий себя современный мальчик (не говоря уж о современной девочке, которая мало в чем ему уступит) должен быть готов к подобным испытаниям. Тренироваться лучше начать заранее. Например, решить, что среди бела дня нужно промолчать ровно 15 минут.

Если же вы с ребенком принимаете обоюдное решение обходиться в течение двух часов без помощи слов, для общения придется пользоваться другими средствами. Возможно, вы даже сумеете разработать что-то похожее на азбуку жестов. Этому, кстати, обучают актеров, чтобы сделать их речь более выразительной.

Итак, ведите словари, загадывайте загадки, молчите "на время" и сочиняйте враки от души. Это то поле живой речи, которое превращает ребенка в "охотника за словами" и в будущем заставит его открыть книгу. Кстати, многие игры будут иметь и другой, косвенный результат: ваши семейные детские праздники наполнятся новым содержанием!

Играем в почту "Здравствуйте, дорогие родители!"

Давайте вспомним... Ну, например, это: "Я к вам пишу..."

Нет, это, пожалуй, слишком романтично. К тому же ассоциируется исключительно с любовными письмами. А мы ведем речь о малышах. Лучше поэтому начать по-другому:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?

Чувствуете, как забилось сердце? Почтальон к нам идет! Он письмо нам несет.

Вспомните, когда последний раз вы получали - не газету, не рекламное приложение неважно к чему, не извещение о повышение квартплаты - письма? А когда отвечали на них?

"Я не любитель писать... Извини, но писать не обещаю... Надо бы написать, да все времени нет..."

Это симптомы телефонной ары. Культура письменной речи, этики письма безвозвратно уходит из нашей жизни.

Теперь уже такие аргументы, как "Научишься читать - умным станешь! Много нового узнаешь!", - работают очень слабо. Ваш малыш, благодаря телевизору, видео и компьютеру, в свои пять, шесть, семь лет информирован гораздо лучше, чем вы в его возрасте. Причем без всяких книг.

Но книги - это не только Знание, как мы привыкли его понимать, не только информация, это еще и общение, мир переживаний другого. Особенно, когда речь идет о художественной литературе. Один из мудрейших отечественных психологов Лев Семенович Выготский писал, что искусство позволяет человеку прожить не только одну собственную жизнь, но пережить и вобрать в себя события и жизненный опыт множества персонажей, которых человек встречает на страницах книги. Такое общение не потеряло своего значения и поныне. И взрослому, и ребенку оно нужно, как воздух. И в ваших силах показать малышу, что такое общение с помощью письменной речи.

Попробуйте поиграть с ним в очень серьезную игру под названием "Почта".

Для начала повесьте почтовый ящик (хотите - соорудите его из фанеры, хотите - склейте из картона). А можете никаких ящиков не вешать, а облюбовать себе тайничок. Например... дупло. Так или иначе, но место, откуда достаются письма, должно быть особенным - "маркированным", как говорят ученые. И шуршащий маленький конвертик (обязательно запечатанный - тайна почтовой переписки!), извлекаемый из этого особенного места маленьким любителем компьютерной графики, оказывается для него чем-то наподобие подарка Деда Мороза или Санта-Клауса.

Разбирать написанное поначалу непросто: требуется воля, напряжение, сосредоточенность. Но может ли быть что-нибудь более действенное, с такою же силой побуждающее шестилетнего, даже пятилетнего малыша читать, как лично ему адресованные письма?

И мало ли кто может прислать письмо! И Доктор Айболит, и Дождевой Червяк, и Мальчик из Далекой Страны... Даже если ребенок знает, что дождевые червяки не умеют писать, в этого - Автора Письма - он захочет поверить. Потому что больше всего не свете любит играть и постоянно готов к свершению чуда.

Но можно и не выдумывать ничего особенного. Чтение письма - всегда захватывающее таинство, и автор послания всегда обладает особым статусом и всегда принадлежит прекрасному "далеко". Даже если это мама, папа или бабушка, в настоящий момент сидящие в соседней комнате.

"Егор! Сегодня у меня очень плохое настроение. Догадываешься, почему? Ты заставил меня сильно рассердиться. Я всегда расстраиваюсь, когда приходится тебя наказывать..."

"Почтовая" этика требует не оставлять письма без ответа. И вот малыш уже выводит печатными буквами (хотя что может быть невыносимей для мальчишки, чем писать?): "Я хачу памирица".

У этого "хачу" очень важная функция. Оно показывает: в письме можно сказать что-то, что порой трудно выговорить вслух. А ведь так важно, чтобы человек, в том числе и маленький, владел разными формами самовыражения, высказывания.

Поэтому не обращайте внимания на ошибки. Они неизбежны, и бороться с ними надо на другом фронте. Главное, сами пишите грамотно, крупными буквами. Есть возможность - печатайте, тоже обязательно крупно. Что вам позволено, так это научить ребенка правильно писать обращение в начале и слово "до свидания" в конце - то есть опять-таки тому, что непосредственно относится к этике переписки.

Вот, пожалуй, пока и все о важности и нужности домашней почты.

Счастливых, волнующих вам писем!
Красота - спасет мир!
Как же красота спасет мир, если она постоянно требует жертв...?!!

Natasha
Наш человек
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 09 фев 2009, 17:16
Награды: 4
:
Долгожитель Романтичность Гордость форума Суперсамомама

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение Natasha » 05 фев 2010, 10:04

Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог?

В настоящее время существует два основных способа: складывание букв в слоги и запоминание слогов как целых единиц чтения.

Первый способ предполагает побуквенное называние и соединение букв в слог. "Н, О - что получится?" Не рекомендуется спрашивать: "Н и О - что получится?" - это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог. Современная дошкольная педагогика предлагает использовать при работе в данном варианте разные вспомогательные приемы. Вот некоторые из них.

- Взрослый карандашом (указкой) показывает первую букву, затем передвигает карандаш (указку) ко второй букве, соединяет их "дорожкой". При этом тянет первую букву до тех пор, пока ребенок "по дорожке не добежит до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".

- Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы.

- Взрослый держит в руках карточку, где с обеих сторон написаны буквы. Ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, и ребенок читает уже вторую букву.

Цепочка рассуждений при чтении слога с помощью звукобуквенного анализа будет выглядеть следующим образом: "Буква И после согласного обозначает его мягкость, таким образом, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста (трехлетки и четырехлетки), которые способны успешно освоить навыки чтения таким образом. Но для большинства детей такой способ слишком трудный. Часто, несмотря на использование вспомогательных приемов, изложенных выше, формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы: из-за неудач снижается самооценка, появляются отказы от обучения.

Второй способ обучения ребенка-дошкольника чтению слогов приближен к его возрастным возможностям и особенностям и основан на использовании уникальных свойств памяти маленького ребенка. Давайте разберемся, в чем заключается этот способ.

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы увидите, что просто по памяти воспроизводите разные типы слогов, а затем осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звукобуквенном составе слова.

Исходя из этого наблюдения, можно понять, что для ребенка проще научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, т. е. слогов, состоящих из согласной буквы и последующей гласной буквы.

Еще один аргумент в пользу заучивания слога-слияния: наш артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы, голосовые связки) формирует слог как одну единицу. Попробуйте понаблюдать за собой, когда произносите слоги. Например, скажите ВА. Вы почувствуете, что ваш артикуляционный аппарат не делает паузы между В и А.

Заучивать слоги согласно данному приему обучения чтению нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:

- многократное называние слога взрослым ("Это MA, a это - МУ");
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием ("Найди слог МУ, закрась его. Какой слог ты раскрасил?");
- самостоятельное называние-чтение слога.

Выбор способа обучения ребенка чтению слога - за вами. Попробуйте оба способа, выберите тот, который лучше подходит именно вашему ребенку, или сочетайте в обучении эти способы.
Красота - спасет мир!
Как же красота спасет мир, если она постоянно требует жертв...?!!

sttn
Привет! Я новичок!
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 14 дек 2009, 11:42

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение sttn » 24 фев 2010, 14:12

А мы вот никак не научимся читать. Дочке 5 лет, буквы знает, пытается соединять их в слоги, но усидчивости нет, ее хватает буквально на 10 минут :pardon:

Аватара пользователя
Валентина
Живу на форуме
Сообщения: 6782
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 14:00

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение Валентина » 24 фев 2010, 14:14

не растраивайтесь! 10 минут - это хорошо) а если 2 раза в день по 10 минут - вообще здорово!
Изображение

clernikol
Буду здесь жить
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 01:52
Награды: 2
:
Фитнесистка Кормлю грудью

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение clernikol » 11 сен 2010, 14:17

Весь алфавит мы выучили в год и 11 месяцев. В 2 года и 10 мес. начали читать по слогам. Буквы учили по Букварю. А слоги пишем на магнитной доске для рисования.

Аватара пользователя
kotka
Заслуженая Ути-пушка
Сообщения: 912
Зарегистрирован: 03 апр 2009, 13:37
Награды: 4
:
Долгожитель Гламур Темооткрыватель Люблю крыс)

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение kotka » 18 янв 2011, 15:19

puzkarapuz.org/187041-piznajko-12-2010-chitayemo-po-skladax.html
Пізнайко №12 - 2010. Читаємо по складах
могу скинуть на мыло, хотя там размер 300 Мб
Глупая жена следит за мужем, а умная - за собой.
У меня в голове нет тараканов. Их сожрали твари покрупнее и поопаснее.
Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Изображение
Изображение

clernikol
Буду здесь жить
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 01:52
Награды: 2
:
Фитнесистка Кормлю грудью

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение clernikol » 20 янв 2011, 19:08

Мы читаем с помощтью вот таких пазлов.
Изображение

Аватара пользователя
kotka
Заслуженая Ути-пушка
Сообщения: 912
Зарегистрирован: 03 апр 2009, 13:37
Награды: 4
:
Долгожитель Гламур Темооткрыватель Люблю крыс)

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение kotka » 20 янв 2011, 20:59

прикольные, а мы недавно из этой же серии этого слоника из песка разноцветного делали)
Глупая жена следит за мужем, а умная - за собой.
У меня в голове нет тараканов. Их сожрали твари покрупнее и поопаснее.
Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Изображение
Изображение

Taisiya
Осваиваюсь
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 19 янв 2011, 00:19

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение Taisiya » 25 янв 2011, 10:51

Очень прикольные пазлы. Мы как раз очень любим их складывать.. Но, читать мы еще не умеем. Да и плохо говорим пока, из за этого очень переживаю. Многие детки в нашем возрасте уже говорят хорошо, разборчиво! А мы нет.. :cry: Ленимся... :sorry:
Изображение

clernikol
Буду здесь жить
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 01:52
Награды: 2
:
Фитнесистка Кормлю грудью

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение clernikol » 25 янв 2011, 11:19

Taisiya писал(а):Очень прикольные пазлы. Мы как раз очень любим их складывать.. Но, читать мы еще не умеем. Да и плохо говорим пока, из за этого очень переживаю. Многие детки в нашем возрасте уже говорят хорошо, разборчиво! А мы нет.. :cry: Ленимся... :sorry:

Наверное просто накапливает информацию. Потом в один как выдаст вам сразу умозаключение какое-нибудь, будете в шоке.

Nata_enm
Осваиваюсь
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 14:39

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение Nata_enm » 28 янв 2011, 17:01

Я считаю,что всему свое время,учить надо тогда,когда это действительно интересует ребенка :-)

Маринє
ПозитиФФФ
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 13:13
Награды: 5
:
Творец прекрасного Автоледи Потешка Аквариумист
Шиншиловод

Re: C какого возраста и как дети учатся читать?

Сообщение Маринє » 28 янв 2011, 18:34

У меня ребёнок буквы знал в 3 года, а читать начал в 4 года. Читал не по слогам, а как взрослый мы с мужем были в шоке :o
Изображение
Изображение


  • Родителям

Вернуться в «Развиваем ребёнка»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 26 гостей

cron

Войти через социальную сеть

Быстрая регистрация и авторизация через социальную сеть ®

Вход

Имя пользователя: Пароль: