Сообщение Goodmama » 29 апр 2020, 19:32
Фонематический слух: работа с логопедом
Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:
Выделение звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).
Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.
На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.
Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Центр стимуляции Мозга: лечение и коррекция всех видов нарушения развития речи. Логопеды,дефектологи ,весь спектр специалистов.
Упражнения на развитие слухового внимания
«Отгадай, что шумит».
Показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
«Разговор шепотом».
Задание заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
«Слышим звон и не знаем где он».
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Упражнения для развития фонематического восприятия
хлопай в ладоши и считай до пяти (восьми, десяти);
нарисуй столько кружочков, сколько раз я хлопну;
закрой глаза, послушай и повтори: ау, ууа, ио, иау, иа;
назови первый звук: ау, иа, ои; последний звук: аи, ауо, ау; второй звук: иа, ауа, оои;
игра «Поймай звук». Взрослый называет ряд звуков, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук, например, [л]: [м], [н], [л], [в], [р], [л], [л], [д], [л]…. Произносить надо четко;
Затем в слогах: ма, ка, ла, ва, ло, то, ро, до, вы, ры, мы, лы,..;
Аналогично в словах: лото, нора, ванна, забота, лапка, радуга,.;
выбери картинки, которые: начинаются со звука: [а] ([у], [м], [в] и т.д.); начинаются со слога: та (лы, во, су и т.д.)
определи последний звук в словах и напечатай нужную букву: глаза, лицо, губы, рос, мох;
определи одинаковый звук в словах: бабочка, барабан, булка, батон;
игра «Исправь меня». Взрослый называет слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши, когда слово сказано верно.
Машина, яблоко, конфета
мафына, ябоко, кофета
масына, ябьяка, конфета
машина, яблоко, касета;
придумай слова на заданный звук, например, [т] в начале слова, в середине и в конце слова;
запомни слова со звуком [в] ([а], [м] и т.д.), которые встретятся в сказке;
игра «Добавь звук». Какое слово получится, если добавить звук, например, [к] в конце слова: вол – волк, рыба – рыбак, завтра – завтрак, пар – парк;
игра «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: косы – осы, крот – рот, смех – мех;
игра «Вставь пропущенный звук». Вставить звук, например, [л] так, чтобы он стал вторым в слове: кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ.