Сообщение Goodmama » 05 сен 2020, 05:35
Часто задаваемые вопросы по биологической обратной связи
Что такое биологическая обратная связь?
Биологическая обратная связь (БОС) — метод реабилитации, основанный на развитии у пациента навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния.
На пациенте фиксируются датчики, в зависимости от того параметра или параметров над которыми пациент будет работать в ходе сеанса. Процедура безболезненная, датчики считывают различные показатели работы организма и не осуществляют никакого воздействия на тело пациента. Сеанс начинается с того, что пациент с помощью графических, звуковых, видео элементов на экране монитора видит, как работает его организм. В ходе разминки пациент пробует произвольно управлять своим организмом: ускорять и замедлять пульс, глубже и медленнее дышать и т.д. Затем пациенту предлагаются специальные компьютерные упражнения, направленные на оптимизацию физиологических параметров организма, если они выполняются правильно, пациент получает положительное подкрепление в виде просмотра видео-ряда или видеоклипа, звучания приятной музыки. В случае неправильного выполнения следует отрицательное подкрепление — пропадает или искажается изображение, звучит неприятная музыка и т. д. Цель каждого сеанса — научить пациента управлять своим собственным организмом и перестроить работу организма на оптимальный уровень работы. Можно уменьшить степень болевых ощущений, снять психо-эмоциональное и мышечное напряжение, повысить адаптацию и стрессоустойчивость организма, улучшить внимание и волевой контроль
Биологическая Обратная Связь (в англоязычной литературе biofeedback — байофидбек) — по мнению американских специалистов, является одним из лучших немедикаментозных методов лечения Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ). Этот метод активно разрабатывался в США, в России и Европе. На сегодняшний день кабинеты БОС работают и эффективно помогают и взрослым и детям решать вопросы адаптации и нормализации в постоянно меняющемся мире.
Метод основывается на принципе перевода информации получаемой при помощи специальных датчиков от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.
Датчики — специальные устройства, имеющие проводящие электричество элементы — электроды, которые устанавливаются в определенные места на теле человека и улавливают очень слабые электрические колебания, существующие в любом живом организме. Такие физиологические сигналы, как электрическая активность мышц (она определяет способность мышц напрягаться и удерживать тонус), электрическая активность мозга, электрическая активность сердца — регистрируются специальными датчиками и затем обрабатываются компьютером, после чего мы можем увидеть рисунок электрической активности клеток нашего организма, например наши мозговые волны — электроэнцефалограмму.
Физиологический рисунок понятен только специалисту. Поэтому с помощью компьютерных технологий обработанный сигнал превращается в простой игровой сюжет, которым можно управлять — самостоятельно меняя свое состояние и удерживая эти изменения. Таким образом, метод БОС представляет из себя процедуры, при проведении которых человеку передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма.
На основе полученной информации пациент под руководством инструктора развивает у себя навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции состояния.
Одной из самых ранних работ, посвященных вопросам применения БОС для лечения СДВГ была публикация американских врачей в 1983 году. Авторы исследования сравнивали эффекты комбинации различных видов БОС тренинга у 10-летнего мальчика, страдавшего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании с отставанием в навыке чтения. Эта работа содержала положительные результаты применения БОС. Исследования показали устойчивость положительных результатов в течение как минимум 10 лет.
Какие показания к БОС-терапии?
БОС-терапия по параметрам дыхания (формирование диафрагмального дыхания):
Нарушения речи у детей (дизартрия, общее недоразвитие речи);
Заикание у детей и взрослых;
Синдром гиперактивности, эмоционально-волевые нарушения;
Болезни органов дыхания;
Вегето-сосудистая дистония, гипервентиляционный синдром.
БОС терапия по параметрам вегетативной нервной системы (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, кожная температура):
Вегето-сосудистая дистония и головные боли;
Невротические, тревожные расстройства;
Детские страхи.
БОС терапия по работе мышц (электромиографии):
Головные боли, напряжения;
Миофасциальные боли (боли в мышцах);
Нарушения осанки.
БОС терапия по работе головного мозга (электроэнцефалографии, нейротерапия):
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания;
Последствия черепно-мозговых травм (повышенная утомляемость, головные боли);
Невротические, тревожные расстройства.
Что такое «синдром дефицита внимания и гиперактивности»?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это в 60% случаев наследуемое, достаточно распространенное нервно-психическое расстройство. Возникновение его связано с нарушениями в работе особых мозговых структур, обеспечивающих нормальную передачу нервного электрического импульса в определенных областях головного мозга от одной клетки к другой.
Основные проявления СДВГ: невнимательность, не способность сосредоточится, отвлекаемость + чрезмерная двигательная активность (гиперактивность) и несдержанность (импульсивность). А также сверх настойчивое проявление к себе у ребенка внимания и безудержного внимания к себе и свои проблемам.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является актуальной проблемой для миллионов семей во всем мире. По разным оценкам в начальной школе он может быть диагностирован у 90% детей.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкий разброс данных по распространенности СДВГ.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение). К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.
Что такое ЭЭГ-БОС?
Суть метода ЭЭГ-БОС заключается в следующем. Имеется исходный уровень активности мозга, характеризующий патологическое состояние, нарушение в работе мозга. Мы даем ребенку информацию о том, как работает его мозг.
Он видит отображение этого состояния с помощью сигналов обратной связи на экране в виде игрового сюжета. При этом дается инструкция, что надо делать — например, если столбик (или ковёр-самолёт, птичка…) поднимается — хорошо, опускается — плохо. Кроме того, компьютер информирует ребенка о том, как он справляется с заданием. Например, когда столбик опускается, включается тональный сигнал (или неприятные искажения фоновой музыки…) — надо стараться делать так, чтобы он не включался.
Ребенок смотрит на экран и просто старается справиться с заданием, но для того чтобы игра продолжалась необходимо следовать определенным условиям, главное из которых — сосредоточенность.
Метод ЭЭГ-БОС — это метод поведенческой биокоррекции. В основе поведенческой терапии лежит воспитательный принцип положительного и отрицательного подкрепления (поощрения и наказания — в более широком смысле). Если поведение ребенка (в нашем случае состояние относительной неподвижности, сосредоточенности и концентрации внимания) находится на уровне, достаточном для выполнения задания, то ребенок видит, как на экране складывается мозаика или демонстрируется видеофильм.
Информация в головном мозге передается посредством собственного, биологического, электричества от одной клетки к другой, из одной части мозга в другую по специальным проводящим путям — нервным волокнам. В зависимости от того, как часто по этим волокнам будет проходить электрический импульс (возникающий в самом мозге в ответ на воспринимаемую зрением и слухом информацию) — быстро или медленно будет передаваться информация об изменениях в окружающем мире, а такая реакция на окружающий мир и есть то, что мы называем вниманием.
Чем обосновано применение метода ЭЭГ-БОС?
Мозг человека состоит из более, чем 10 млрд. клеток — нейронов, и каждая из них представляет собой миниатюрную электростанцию, способную в возбужденном состоянии создавать электрический потенциал, т.е. мозг любого человека производит очень слабый электрический ток.
Эта особенность головного мозга называется биоэлектрическая активность и ее можно увидеть лишь используя специальное оборудование, приборы — электроэнцефалографы (от энцефало — мозг и графо — писать) — то есть приборы, записывающие электрическую активность мозга. Кроме того, каждая клетка головного мозга имеет множество отростков, которые связывают ее с другими клетками — таких связей больше, чем звезд во вселенной.
По этим отросткам проходит электрический импульс, который передается от одной клетки к другой. При этом возникают очень слабые электрические мозговые волны, имеющие различную частоту. То, что мы видим на экране монитора и есть эти колебания — такая запись электрической активности мозга, называемой электроэнцефалограммой или ЭЭГ.
Различная частота мозговых волн связана с различными психическими состояниями. Чем выше частота, т.е. чем больше колебаний помещается на ЭЭГ в одну секунду (бета-активность), тем более бодрым, возбужденным или раздраженным, напряженным и активным чувствует себя человек, чем ниже частота (медленные волны или альфа- и тета-активность), тем более человек расслаблен, сонлив, невнимателен или рассеян.
Головной мозг людей, с детства имеющих проблемы со вниманием, производит в основном медленные волны (альфа- и тета-) и очень мало быстрых (бета-), особенно в тех отделах мозга, которые отвечают за внимание, сосредоточение и планирование деятельности. Появление в ЭЭГ у таких людей при умственной нагрузке, требующей сосредоточения, альфа- и тета-волн указывает на то, что в этот момент человек отвлекся (начал «витать в облаках», «спит с открытыми глазами», «завис» и т. п.)
ЭЭГ-БОС тренинг, направленный на уменьшение дефицита внимания, отвлекаемости и дневной сонливости — называется альфа-тета супрессивный ЭЭГ-БОС тренинг (от супресио — подавлять). В ходе этого тренинга человек обучается снижать вероятность моментов отвлечения, за счет уменьшения времени появления в ЭЭГ периодов, когда в активности мозга преобладают альфа- и тета-волны.
Как ЭЭГ-БОС тренинг влияет на способность быть внимательным?
Повторение тренировочных занятий, когда мозг работает оптимально, создает ситуацию обучения нейронных сетей, то есть большое количество клеток головного мозга и связей между ними становятся более приспособленными к передаче информации, в том числе и связанной с учебной деятельностью.
Одновременное вовлечение в процесс обработки информации большого числа клеток и связей между ними определяют способность концентрировать внимание, быть более сосредоточенным. Все прочие эффекты тренинга связаны с влиянием поведенческого (подкрепляющего удержание состояние внимания) компонента методики, который, в свою очередь, связан с мотивацией достижения цели. Тренировочные занятия с ЭЭГ-БОС позволяют повысить способность сохранять внимательность, сосредоточение и концентрацию.
Исследования, связанные с применением метода ЭЭГ-БОС или нейротерапии, показали, что у школьников и студентов с дефицитом внимания, проходивших этот курс, отмечалось улучшение академической успеваемости и функции внимания по результатам психологического тестирования. Джоэль Любар, создатель этой методики, сообщал в своих научных статьях о том, что в 80% случаев у детей, прошедших курс ЭЭГ-БОС тренировок отмечалось увеличение показателей по тестам уровня интеллекта в 1,5 раза по сравнению с исходными данными тестирования.
В тестах школьных навыков также отмечался прирост по всем оценочным шкалам. Пациенты с синдромом дефицита внимания часто плохо выполняют тестовые задачи, требующие длительной концентрации внимания. В то же время они часами могут играть в компьютерные игры, где задачи меняются каждые несколько секунд.
ЭЭГ-БОС включает этих пациентов в выполнение задачи, требующей длительного внимания, и в то же время изменяет ЭЭГ оптимальным образом.
Опасны ли процедуры ЭЭГ-БОС и есть ли побочные эффекты и противопоказания?
Процедура ЭЭГ-БОС совершенно безопасна и не имеет побочных эффектов и каких-либо противопоказаний, что доказано многолетними наблюдениями за пациентами, проходившими лечение в более чем 400 специализированных центрах США.
Никакого непосредственного воздействия электрическим током на организм и на мозг не оказывается, не используются ни так называемый «эффект 25-го кадра», ни микрополяризация мозга, ни технологии внушения и программирования, и, тем более, «зомбирования».
Воздействие носит информационный характер, то есть ребенку дается «честная» информация о том, как работает его мозг — в доступной для понимания форме.
Чего ждать от БОС-терапии и вообще от лечения?
Вы должны понимать, что Ваш ребенок не изменится радикально. Наверное, не стоит слепо верить в то, что улучшение от БОС-терапии непременно будет. Как эффективность любого другого метода функциональной коррекции, эффективность метода БОС определяется тем, какова степень повреждения головного мозга и насколько последовательно и методично применение выбранного способа коррекции. Нельзя рассчитывать на хороший результат, прерывая курс БОС-терапии или не регулярно посещая занятия. Лечение потребует от родителей терпения и доверия к персоналу реабилитационного центра. Заметили ли Вы изменения в поведении Вашего ребенка или нет, Ваш лечащий врач вместе с Вами поможет разобраться в причинах и объективно оценить динамику состояния. Какова будет степень этих изменений зависит от многих причин, учесть большинство из которых — основная задача специалистов реабилитационного центра.
продолжение следует...