Аутизм – это предельное, «экстремальное»
одиночество человека, снижение способности к
установлению эмоционального контакта,
коммуникаций и социальному развитию.
• Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.
Каннером в 1943 году. Это особое раннее нарушение
психического развития ребенка.
• РДА – ранний детский аутизм.
• РАС – это расстройства аутистического спектра.
Сенсорные игры как средство коммуникации с ребенком-Аутистом
Особенности сенсорных игр
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку
новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми
разнообразными:
— зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в
друга, смешивание):
— слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших
листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
— тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений,
ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового
полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по
величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные
шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма
движений — ходьба, бег, танцы);
— обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные
запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха
деревянного забора и стальной перекладины);
— вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты
питания и блюда).
Цель проведения сенсорных игр с аутичным
ребенком
Создание эмоционально-положительного настроя и
коммуникативного взаимодействия.
Задачи:
Переживание приятных эмоций.
Возникновение эмоционального контакта со взрослым.
Получение ребенком новой сенсорной информации.
Внесение в игру новых социальных смыслов.
1. Игры с красками
ЦВЕТНАЯ ВОДА
Цель: закрепление эталонов цвета.
Для игры потребуется: гуашь , кисточка,
прозрачные пластиковые стаканы (количество
стаканов может быть любым). Наполните
стаканы водой. Возьмите на кисточку краску
одного из основных цветов — красный, желтый,
синий, зеленый (можете начинать с любимого
цвета ребенка, если такой есть, это поможет
вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном
из стаканов. Эмоционально комментируйте свои
действия, постарайтесь привлечь внимание
ребенка, внесите элемент «волшебства». Обычно
ребенок завороженно следит за тем, как облачко
краски постепенно растворяется в воде.
2. Игры с водой
Поймай рыбку
Цель: Формирование понятий о величине.
• Для игры потребуется : тазик с водой, магнитная
удочка, большие и маленькие рыбки (с
металлической вставкой).
Взрослый привлекает ребенка к игре, предлагая
поймать рыбок. Действия ребенка, взрослый
сопровождает эмоциональной речью. После
освоения процесса игры, задание усложняется.
Взрослый предлагает ловить больших и маленьких
рыбок. Если рыбки разных основных цветов, то
можно ловить рыбку по цвету.
3. Игры с сыпучими
материалами
Игры с песком
Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Для игры потребуется : плотная коробка 50*40 см,
кварцевый песок, различные формочки, лопатки, грабельки,
пластмассовые геометрические фигуры, мелкие игрушки и др.
Ребенку предлагается разровнять песок грабельками, выложить
домик из геометрических фигур, нарисовать пальчиком на песке
солнышко, тучки, дождик, травку и т.д. Можно спрятать игрушку
в песке и попросить её найти.
4. Игры с крупами, косточками и ракушками
Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,
скоординированности движений рук.
Для игры потребуется : плотная коробка, контейнеры различной
величины, крупы (греча, горох, фасоль, пшено), косточки
(сливовые, абрикосовые, персиковые), ракушки.
Ребенку можно предложить спрятать ручки в крупу, разложить
или разделить крупы, косточки по чашечкам. Можно
перекладывать крупные косточки пинцетом, более мелкие
фракции ложкой и другими предметами.
Данные игры многофункциональны и их
цели зависят от творческого подхода
педагога.
4. Игры с пластичными
материалами
Игры с кинетическим песком
Цель: Развитие тактильных ощущений, активизация
движений кистей рук.
Для игры потребуется: плотная коробка 50*40 см,
Кинетический песок (пластичный песок), различные
формочки, мелкие игрушки, штампики и др.
Ребенку предлагается потрогать, помять песок,
заполнить формочки, «испечь куличики», ставить
штампики, скатать шарики, колбаски, спрятать
игрушку и др.
5. Игры с пластилином, соленым
тестом
Цель: Развитие тонкой моторики рук.
Для игры потребуется: пластилин или соленое
тесто (исходя из предпочтений ребенка).
Ребенку предлагается мять и отщипывать,
надавливать и размазывать, скатывать
шарики, раскатывать колбаски.
6. Игра с мячиками
Описание: Мячики формируют ощущения и
восприятия, так как имеют различную
текстуру, размер и цвет. Играть с ними
на занятии – для детей одно
удовольствие! Активно применяем при
отстукивании ритма стихов и потешек.
Развивается тактильная
чувствительность, зрительное и слуховое
восприятие , мелкая моторика.
7. Игра с пирамидками
Описание: Пирамидка сделана своими
руками, каждый сегмент наполнен
мягкой основой. Играя с пирамидкой,
ребёнок получает большое
удовольствие! Развивается не только
зрительное восприятие, но и мелкая
моторики, мышление.
8. Игра в сенсорные «горошки»
Описание: Горошек на замочке. Растегнув
его ребёнка ожидает сюрпризный
момент – замечательные цветные
горошинки. Сопровождая игру весёлым
стихотворением играть становиться
интереснее.
9. ИГРЫ В «БУТЫЛОЧКИ – ШУМЕЛОЧКИ»
Описание: Бутылочки заполнены
различными сыпучими материалами
(крупами, фасолью, песком),
монетками, макаронами. Различные
звуки по громкости, издаваемые
бутылочками, шуршание – приводит
детей в восторг! Активно применяем
на занятиях с логопедом по
формированию неречевого слуха.
10. ИГРА В СЫПУЧИЕ БАНОЧКИ
Описание: В баночках соль, окрашенная
разноцветными мелками, её можно
сделать самых разных цветов.
Пересыпая соль разных цветов, не
перемешивая, по очереди, в
прозрачную ёмкость, можно
наблюдать появление различных
рисунков и узоров. Данный вид
деятельности доставляет ребёнку
удовольствие зрительного
созерцания, что безусловно станет
полезным, если при этом
комментировать происходящее,
придавая особый смысл игре.
11. ИГРЫ С «РАЗВИВАЮЩИМИ ДОЩЕЧКИ»
Описание: Тактильные дощечки
изготавливаются из различных
материалов, для ознакомления детей
с новыми тактильными ощущениями.
Дощечки со словами, геометрическими
фигурами помогают при овладении
навыков чтения м формировании
математических представлений.
12. ИГРА В «КРЫШЕЧКИ»
Описание: Данная игра хорошо развивает
мелкую моторику. Открутив
крышечку, ребёнка ждёт сюрприз, что
делает игру увлекательнее. Крышечки
могут быть различного размера.
Рекомендации по преодолению затруднений,возникающих в ходе игр.
Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на
действия сиблинга или взрослого, либо выражает протест, не
настаивайте.
Надо не останавливаться, если видно, что ребенку игра понравилась,
но он остается в пассиве, надо комментировать свои действия, так,
словно игра с ребенком продолжается.
Надо предлагать новое постепенно и маленькими порциями.
Если игра понравилась ребенку и он требует её повторения не стоит
противиться его просьбам.
Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво надо предлагать
различные варианты, которые будут зависеть от желания ребенка,
фантазии и чувства эмпатии.
Если во время игры ребенок заговорил штамповыми фразами, стоит
повторить её за ним. Это вызовет больше доверия к вам.
Если ребенок стал неадекватно вести себя во время игры, необходимо
переключить его на стереотипную игру.
► Show Spoiler
центр стимуляции мозга: сенсорная интеграция для детей с РАС. Весь спектр специалистов, немедикаментозные аппаратные методики