В четверг Страстной седмицы (последний четверг перед Пасхой) Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вéчерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).
Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение).
«Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви. Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног им.
Перед установлением Евхаристии Христос изобличил Иуду, сказав, «Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня.» Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: «Не я ли, Господи?». Когда Иуда спросил: «Не я ли, Равви?», Христос тихо ответил ему: «ты сказал,» в последний раз побуждая его к покаянию.
Далее было совершено установление Таинства Евхаристии: Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, едите: сие есть Тело Мое» Исследователи отмечают важность того, что Христос сказал: «Сие есть Тело Мое»: Он не сказал «сей,» то есть «сей хлеб.» а именно «сие», потому, что в этот момент хлеб уже перестал быть хлебом, а стал подлинным Телом Христовым, только вид имевшим хлеба. Затем, взяв чашу и снова благодарив, то есть молитвенно призвав Духа Отче, прелагающего вино в истинную Кровь Христову, сказал: «Пейте от неё все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» .
Не напрасно прибавлено все. Вино нельзя было разделить, как разделен был хлеб, который Сам Господь разломил и разделил между учениками. Чаша была одна и должна была передаваться из рук в руки. Чтобы кто-нибудь не был обнесен или сам не пропустил чаши мимо себя, Христос настоятельно говорит: "Пейте от нее все".
Здесь нельзя не видеть обличения для римо-католиков, которые лишили мирян чаши Христовой. "Поскольку твердую пищу можно принимать не всем", поясняет бл. Феофилакт: "а только тем, которые имеют совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь Христос: пейте все". Опять сказано: "Сия есть Кровь Моя" — не образ только, не символ крови, но истинная и действительная кровь.
Что значит: "Нового Завета?" "Как Ветхий Завет", поясняет св. Златоуст, "имел овнов и тельцов, так и Новый Завет имеет Кровь Господню. Этим также Господь показывает, что Он претерпел смерть, почему и упоминает о Завете и вспоминает вместе о первом, поскольку и тот завет был обновлен кровью. Слово "завет" по своему первому значению тождественно со словом "завещание". Завет содержит в себе обетования, а вместе с тем и условия получения этих обетований, в данном случае — соблюдение заповедей Божьих. С этой точки зрения слово завет, может быть объясняемо, как "договор" между Богом и людьми".
...
В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе. В народе существует немало поверий и суеверий, связанных с днем Великого Четверга. Кандидат богословия диакон Андрей Кураев комментирует: Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются.
Великая Суббота - это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница - это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин, по возможности, весь день должен провести в храме, в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что, вообще-то, это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас".
Утром, на Божественной Литургии, храмы переполнены: в этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. В конце 19 в., когда были утрачены традиции церковной литургической жизни и причащались только раз в год, великий Четверг был единственным днем в году, когда к Чаше приступала практически вся Русь.
Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.
«Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
В этот же день начинают красить пасхальные яйца.
Мироварение
Мироваренная печь в Крестовой палате Патриаршего дворца Московского Кремля сделана в виде креста, облицована натуральным и искусственным мрамором. Внутри – три котла для приготовления мира. В XIX веке над печью была установлена деревянная резная золоченая сень на восьми колонках. В кокошниках сени помещены образы Троицы Новозаветной, имеющей название «Отечество», и 12 апостолов.
На Руси употребление святого мира начинается с принятием Христианства. Церковь использует его в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами. Отсюда происходит и поговорка: «Все мы одним миром мазаны».
Русские монархи удостаивались этой чести вторично, при вступлении на престол, как особые Божии избранники. Отсюда известное выражение о царе – «помазанник Божий».
Миром также помазывают и храмы при их Великом освящении. Епископ наносит миром крестики на всех четырех сторонах храма особенной кисточкой, длиною в несколько метров.
Первоначально, до середины XV века, на Руси пользовались миром, привозимым из Константинополя. Получив полную самостоятельность от Константинопольского Патриархата, Русская Православная Церковь стала сама приготовлять святое миро. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве и отсюда по мере необходимости рассылалось по всем епархиям и приходам.
В разные времена в состав мира входило от 40 до 75 составляющих. При царе Алексее Михайловиче в его состав входили около 40 составляющих, среди которых "янтарь добрый, корица, перетрунь, корень азар, ладан росный, мед дивий, непряный корень, розовая водка, смирна и кассия". В начале 18 в. количество составных частей могло достигать 68, но тогда же в практику православной церкви был введен чин (порядок службы) "Сочинения и священия мира...", по которому ритуал проводится и по сей день, при этом с конца 19 в. для составления мира используется только 30 частей. Основу мира составляет елей – оливковое масло высшего качества. Добавлялись также разные виды ладана, мастика, богородичная трава (чабрец), фиалковый и имбирный корень, кардамон, мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла, и многое другое.
В 18 - начале 20 вв. все необходимое для ритуала начинали запасать с Крестопоклонной недели Великого Поста. Перед варкой все сосуды освящались архиереем, кропились святой водой, небольшая часть которой затем вливалась в каждый сосуд, перед смешением в нем елея и вина. Огонь под котлом зажигал сам архиерей. В Великий вторник в котлы доливали испарившееся вино, а в среду добавляли все остальные вещества кроме ароматов и вечером этого дня мироварение заканчивалось. Когда миро остывало, в него добавляли благовонные масла, разливали по кувшинам, которые запечатывали и ставили на лавки.
В Великий четверг (Чистый четверг) между утреней и литургией под колокольный звон от Успенского собора в Мироваренную палату отправлялся крестный ход во главе с архиереем в полном облачении. Забрав все сосуды с миром, крестным ходом возвращался в Успенский собор, где во время литургии происходил чин освящения мира, в которое вливали несколько капель из алавастра, а сам священный сосуд дополняли новоосвященным миром, чтобы не иссяк священный источник.
Сосуд для хранения Святого Мира
После окончания чина мироварения, готовое миро помещалось для охлаждения в серебряную кадь, подаренную в 1767 году императрицей Екатериной II. Крышку кади венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.
В Великий Четверг, перед Литургией торжественным крестным ходом сосуды с миром переносили в Успенский собор для освящения. Особая роль в этой церемонии отводилась алавастру. Этот удивительной красоты сосуд, инкрустированный перламутром, был привезен на Русь из Константинополя. В нем хранилось древнее миро, которое по капле добавлялось во вновь сваренное, таким образом освящая его.
После чина освящения миро находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви 12 Апостолов в Патриаршем Дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.
Чин Мироварения совершается и в наши дни. Но не в Кремле, а в Донском монастыре, в его Малом соборе, где находится современная мироваренная печь. В последний раз этот чин совершался перед Пасхой, в Страстную седмицу 2003 года.
Чистый четверг
Не останавливаясь ни на секунду в чтении Святого Евангелия, с Великого понедельника по Страстную среду, они, сменяя друг друга через каждые два часа, варят миро на весь православный мир. Под сводами Донского монастыря уже три дня витает аромат корицы, вина и чего-то совсем уж нематериального, от которого вдруг сразу становится радостно на душе.
Сколько сварили миро со времен первого ветхозаветного Храма и Скинии никто, конечно, не знает, но состав святого вещества мало изменили прошедшие тысячелетия. В его рецептуре до шестидесяти составляющих – бальзамы, душистые травы, благовонные смолы и даже розовые лепестки. Но и они сами, и строгая последовательность в их соединении – только часть священного секрета. Сколько не изучай рецептуру, без божьей помощи и благословения все равно ничего не выйдет.
Варить миро в этом году начинал Алексий Второй. Заканчивает архиепископ Истринский Арсений. Владыка освящает сосуды для перевозки. Эти транспортные проблемы в Русской православной церкви существуют еще с революции. До нее священнодействие начиналось в Мироваренной палате Патриаршего дворца в Московском Кремле. Заканчивалось в Успенском соборе. Сейчас патриарх освящает приготовленное в Богоявленском кафедральном соборе. И уже оттуда миро отправляется в путь до самых дальних уголков православия.
"Помните, какую радость вы доставите тем, которые будут приходить и приносить в церковь своих младенцев для крещения. И тем нашим соотечественникам, которые только познают азы христианства", - говорит архиепсикоп Истринский Арсений.
Последний раз миро варили два года назад. В девяностые, когда в лоно церкви люди возвращались тысячами, это приходилось делать каждый год. Сейчас у Русской церкви даже есть некоторый запас, но скоро объединение с другой православной церковью – Зарубежной. Поэтому когда нужно будет совершать священный обряд в следующий раз, точно никто не знает.
"В Зарубежной церкви у нас все-таки приходов не так много, поэтому количество миро я думаю увеличится немного", - сказал иеромонах Аристарх.
У отца Аристарха еще будет работа. После того как молебен закончился, нужно дождаться появление осадка. Его будут аккуратно отделять. Вещества в итоге окажется чуть-чуть меньше, но зато в Чистый четверг святейший Патриарх освятит уже чистое миро.
Источники: Российский этнографический музей sedmitza.ru
Особые приметы и обычаи на Страстной неделе связаны с Чистым четвергом. Именно в этот день можно избавиться от множества грехов и улучшить свою жизнь. Следуя пасхальным приметам и обрядам, вы можете изменить к лучшему вашу судьбу на следующий год.
Купание в Чистый четверг
«Если хочешь весь год быть здоровой, непременно, искупайся до восхода солнца.» — Попробуйте сами и вы убедитесь, что, действительно, в это утро вода обретает чудесные целебные свойства. Этой водой можно смыть все, грехи, накопившиеся за год.
Не предавайтесь лени, а лучше встаньте в Чистый четверг раненько и отмойтесь беленько под душем, в ванной или в бане еще до рассвета. Если вы не можете уверовать в силу волшебной Четверговой воды, то вреда не будет, чистота всем на пользу — и телесная, и душевная.
Генеральная уборка в Чистый четверг
Есть верная примета — если в Чистый четверг проведешь генеральную уборку, то получишь за это много радости.
Кроме того, что дом станет чистым, здесь заложен еще и такой религиозный момент, что шесть дней после Чистого четверга уборкой религиозные люди не занимаются.
К тому же существует народное поверье, что затевая генеральную уборку в доме, вы получаете в дар от Господа возможность найти, казалось навсегда утерянные любимые и нужные предметы. И это, действительно, так. Мне самой не раз приходилось находить во время такой уборки давно потерянные вещи, причем в самых неожиданных местах.
Пересчитай все свои деньги
Исстари считалось, что если в течение Чистого четверга трижды пересчитать все имеющиеся в доме деньги, то они в течение года не будут в семье переводиться. Пересчетом деньги следует заниматься рано утром, в полдень и на закате. Делать это нужно в тайне не только от посторонних людей, но и от всех своих домочадцев. Только тогда от исполнения этого старинного обряда будет прок.
Заговор в Чистый Четверг на деньги
А вот и денежный заговор в Чистый Четверг. Если вымыть двери и окна водой, в которую положена мелочь, то в течение всего года ваши денежные доходы будут расти как на дрожжах!
Слова заговора, которые нужно сказать, когда бросаете ведро или таз с водой горсть монет:
«Денежки, водитесь — не переводитесь, растите-умножайтесь, врагу не доставайтесь!»
и еще любую молитву из тех, что вы хорошо знаете. После того, как все двери и окна в вашем доме будут вымыты, выньте мелочь из воды и положите в дальний, но предварительно, вымытый угол вашего дома или квартиры на неделю. Воду же вылейте под любое дерево.
В Чистый четверг умойся с серебра
Положите на ночь в емкость с водой любой серебряный предмет. А утром, в Страстную Пятницу, умойтесь этой водой, и в течение года никакая нечистая сила вам не будет страшна.
Если в вашем доме есть малютка в возрасте до года, то ему такая процедура особенно показана, поскольку он еще не может защитить себя с помощью святой молитвы. Поэтому позаботиться о его защите следует нам.
Четверговая соль
Четверговую соль можно приготовить двумя способами:
Первый способ: сходить к троим соседям или друзьям, и попросить у них по горсточке соли, затем смешать ее, лучше в глиняной, посуде и употреблять по мере необходимости. Говорят, что добавляемая в еду и питье тяжело и даже смертельно больного человека, четверговая соль может способствовать его излечению.
Второй способ приготовления четверговой соли таков: в сковороду высыпают пачку соли и жарят ее, постоянно помешивая, читая при этом «Отче наш». Готовность соли вы почувствуете сами.
Этот обряд в Чистый Четверг полезен еще и тем, что если соль на сковороде вдруг примется трещать и стрелять, то это указывает на то, что на вас навели порчу. Жарьте соль до тех пор, пока она не перестанет издавать треск, и не забывайте постоянно читать молитву.
Вот такие основные приметы и обряды связаны с Чистым Четвергом. При этом все они, так или иначе, связаны с наведением чистоты и порядка. Только после наведения порядка в Чистый четверг начинают печь куличи и красить пасхальные яйца.
А кто этого правила не соблюдает у того и куличи получатся кривобокие. Поэтому сначала сделайте генеральную уборку, а уж потом принимайтесь за приготовление праздничных пасхальных блюд